11 июня 1910 года на свет появился выдающийся французский океанограф, талантливый кинематографист Жак-Ив Кусто.
Ранние годы
Знаменитый исследователь Мирового океана родился в маленьком городишке Сент-Андре-де-Кюбзак в винодельческом регионе Бордо. С юных лет будущий океанограф ни на секунду не сомневался, что свяжет свою жизнь с морем. В учебе будущий Капитан Кусто особыми успехами не отличался. Зато живо интересовался самыми разными вещами, особо увлекался механикой и дизайном.
В 13-летнем возрасте на заработанные и сэкономленные деньги он приобрел кинокамеру, а чтобы лучше понимать, как та работает, сразу же разобрал ее до винтиков. Спустя три года юный Кусто уже основывает собственную «кинокомпанию»: он снимал фильмы о семье и для семьи, выступая одновременно режиссером, продюсером и актером. Особенно удавались талантливому юноше роли злодеев.
В 20-30-е годы прошлого столетия молодежь всего мира бредила небом. Кусто принял решение стать летчиком и поступил во Французскую военную академию. «Я выбрал морскую академию из-за любви к водной стихии, желания путешествовать и видеть мир», - пояснял Кусто.
Однако мечтам о военно-морской авиации не суждено было сбыться: в 1936 году он попал в автокатастрофу, в которой серьезно повредил позвоночник. От мечты быть летчиком пришлось отказаться.
Реабилитация после аварии заняла немало времени. Только курс интенсивной физиотерапии продолжался около восьми месяцев. Знаменитый океанограф признавался, что мощным стимулом для выздоровления оказалась Симона Мелькиор, ставшая позднее его женой.
Для восстановления здоровья Кусто каждый день совершал заплывы в Средиземном море. Позднее он заинтересовался нырянием в маске. Именно этот момент принято считать началом истории Кусто, которого мы сегодня знаем как выдающегося ученого, мореплавателя, кинематографиста.
Вслед за простым интересом к нырянию последовали эксперименты с экипировкой для погружений на глубину. Кусто разработал ребризер замкнутого цикла, а затем совместно с инженером Эмилем Ганьяном усовершенствовал изобретенный ранее акваланг, позволивший погружаться под воду на глубину до 90 метров и свободно передвигаться по дну. Производство таких аквалангов в промышленном масштабе было запущено в середине 40-х, а Кусто к тому времени вовсю работал над усовершенствованием фото- и видеокамер, позволяющих вести съемки под водой. Параллельно с этими работами Кусто сконструировал «ныряющее блюдце» - компактную маневренную подводную лодку, с помощью которой стало возможным наблюдать за жителями морских глубин. Помогали ему в этой работе специалисты Французского центра подводных исследований.
Калипсо
В 50-е годы Жаку-Иву Кусто достался старый минный тральщик. Судно, названное «Калипсо», было переоборудовано и полностью подготовлено для проведения исследовательских работ в море. Вскоре были проведены первые подводные археологические изыскания, сфотографировано морское дно на глубине 7250 метров, а в 1954 году Жак-Ив и кинематографист Луи Маль отправились в Красное море, где приступили к съемкам документального сериала «Одиссея команды Кусто».
Судно «Калипсо» долгие годы служило верой и правдой капитану Кусто. На нем было совершено немало увлекательнейших океанографических экспедиций в моря Атлантического и Индийского океанов.
Признание
Жак-Ив Кусто — не только ученый-океанограф и кинематографист. В 1953 году Кусто выпустил книгу «В мире безмолвия». Соавтором бестселлера стал Фредерик Дюма. Тремя годами позже на экраны выходит киноверсия книги, которая была отмечена Призом Американской киноакадемии и Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля.
Достижения французского океанографа признаются официально, и он получает назначение на должность руководителя Океанографического музея в Монако.
Однако характер главного героя повествования не позволяет остановиться на достигнутом, он зовет его в море. Вскоре Кусто сконструировал небольшой автономный аппарат для погружения в морские глубины, а также провел целый ряд экспериментов, направленных на исследование и освоение континентальных шельфовых зон.
В Красном море команда Кусто установила «Морскую звезду» - дом из металла, в котором длительное время могли проживать пять акванавтов. Чуть ниже, на глубине около 15 метров, расположилась «Ракета» - рассчитанная на двух человек кабина, погружавшаяся на глубину свыше 100 метров и позволившая провести эксперименты, результатом которых стали ценнейшие данные о морских обитателях. Но самым важным, по мнению Капитана Кусто, стали не результаты экспериментов, а «захватывающее сознание того, что море стало нашим домом».
Осенью 1965 года на дне Средиземного моря поблизости от Монако был установлен дом в виде шара. В этом доме шестеро акванавтов на глубине 110 метров провели 23 дня.
Документальный фильм о подводных станциях, рассчитанных на длительное пребывание людей в морских глубинах, получил название «Мир без солнца». И по сей день многие телекомпании по всему миру включают эту ленту Кусто в свои программы.
Новые открытия
Зимой 1967 года Капитан Кусто дал старт новым научным изысканиям: он решил изучить жизнь на разных широтах Мирового океана. В феврале из порта Марселя вышел «Калипсо» с аппаратурой для глубоководных съемок. На судне были размещены две одноместные подводные лодки, а главными объектами исследования являлись акулы. Целью экспедиции стали Красное море и западная часть Индийского океана, а ее результаты подробно описаны в книгах «Чтобы не было в море тайн» и «Калипсо» и кораллы».
Продолжились исследования в Атлантическом океане. Здесь Жак-Ив Кусто открыл для себя новую прикладную область науки — подводную археологию — обнаружив у острова Святой Елены несколько затонувших кораблей.
В 70-е годы Жака-Ива Кусто всерьез начинает беспокоить разрушение морских экосистем. В 1973 году он создал некоммерческое «Общество Кусто», главной задачей которого стала охрана морской среды. В то же время продолжились активные исследования неизученных областей мирового океана, в частности, были совершены экспедиции в Антарктику и на Амазонку.
Полоса неудач
Жак-Ив Кусто никогда не отправлялся в путешествие один. Компанию выдающемуся ученому в экспедициях часто составляла преданная супруга и сыновья Жак-Мишель и Филипп, работавшие на судне юнгами.
В 1979 году при создании очередного фильма приключилась страшная трагедия. Съемки проходили на гидросамолете, и во время маневра машина столкнулась с водой: никто из экипажа не пострадал, кроме младшего сына Кусто Филиппа — его на борту самолета не оказалось, а тела так и не нашли.
В 1990 году от рака умерла супруга Жака-Ива Кусто Симона. В жизни Капитана Кусто наступает черная полоса. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, «Общество Кусто» арестовывают, имущество организации подлежит конфискации. В 1996 году судно «Калипсо» в результате столкновения с баржей в Сингапурском порту получило пробоину и затонуло.
25 июня 1997 году Жак-Ив Кусто умер – простудное заболевание дало осложнение, и сердце Капитана не выдержало. Неутомимый исследователь, страстный борец за чистоту океанской среды и сохранение ее фауны, автор книг, статей, кинолент и телепередач, в преступном загрязнении Мирового океана он разглядел угрозу всем обитателям нашей планеты и предупреждал об этой угрозе всеми доступными средствами.
Жак-Ив Кусто был уникальным и разносторонним человеком, он жил водной стихией, любил ее и сумел влюбить в нее весь мир, приоткрыв нам тайну жизни в морских глубинах.
Интересные факты
1. Общество Кусто и его французский партнер «Команда Кусто», основанный Жаком-Ивом Кусто, действуют и сегодня.
2. Отец Жака-Ива Кусто Даниэль Кусто был выходцем из западной Белоруссии. После переезда во Францию он сменил фамилию Куст на «более французскую» Кусто.
3. В Санкт-Петербурге именем Кусто названа школа № 4 с углубленным изучением французского языка
4. В 1990 году увидел свет альбом Жана Мишеля Жарра «В ожидании Кусто», заглавная композиция которого длится более 46 минут, а остальные три композиции названы в честь судна — Calypso.