Паровозы на наших железных дорогах в последнее десятилетие стали встречаться гораздо чаще. И вовсе не из-за проблем с экономикой, топливом и подвижным составом, как гласит недружественная пропаганда, а по причине моды на ретро и винтаж. Примерно до 2018-го года под паровозом можно было покататься лишь по праздникам да по скромному музейному маршруту от Рижского вокзала до станции Подмосковная. Потом появился первый регулярный маршрут - пригородный «Бологое - Осташков», а где-то через год - пижонский ежедневный «Рускеальский экспресс». Сегодня ретропоезда всё чаще встречаются в совершенно разных регионах, например в Пермском крае. Или в Ярославской области - от её центра до второго по величине города, Рыбинска. У этого поезда есть ряд своих особенностей и преимуществ, о которых я хотел бы сегодня поведать по итогам октябрьского путешествия в те края.
1. Ретропоезд «Ярославль - Рыбинск» отправляется с утра пораньше раз в неделю, по субботам, с Московского вокзала Ярославля. При постройке легендарной Северной железной дороги Мамонтова из Москвы он был её конечной, но после её продолжения на север грузовая станция Всполье оттянула на себя и пассажирский трафик, став со временем Ярославлем-Главным.
2. Мало в каком городе кроме двух столиц у нас больше одного вокзала, и уж тем более мало где среди них второй вокзал является чем-то большим, чем обычный остановочный пункт. Московский вокзал Ярославля тоже, по существу, дань истории, но всё же кое-какие пригородные поезда имеют по нему конечную (как наш, например), и даже некоторые ПДС делают тут остановку, не заезжая при том на Ярославль-Главный.
3. Например, Ласточка «Кострома - Москва», которая как раз стояла на путях рядом с нашим паровозом. Когда её запустили, мы очень обрадовались - появилось скоростное сообщение с двумя прекрасными городами золотого кольца: можно с комфортом мотаться туда на выходные! Но расписание её оказалось не слишком удобным, проще ехать обычными поездами.
4. Паровоз из Ярославля уходит в 9 утра. Приехать к его отправлению из Москвы нереально, если не хочешь остаться без сна на сутки. Так что мы были в городе с вечера пятницы, и с утра, выспавшись в гостинице, двинулись на вокзал. Тащил нас, как и в Рускеалу, "Генерал" П-36, последний и самый совершенный из советских пассажирских паровозов. Вероятно, поэтому они на туристических линиях сейчас и используются.
5. Неудачно сфотографировал салон вагона. Тут не очень бросается в глаза, что он абсолютно новый, с удобными мягкими креслами, кондиционером, биотуалетом и ЖК-дисплеями, на которых демонстрируют тематические видео про железную дорогу и её историю. Вагон лучше, чем в фирменном ПДС «Москва - Ярославль». И тут надо понимать, что формально это - обычный пригородный поезд по соответствующей цене. Предположу, что это, наверное, самая комфортная электричка в стране, оставляющая позади даже московские МЦД.
6. Неожиданный эффект этой поездки - обильные клубы дыма за окном и характерный запах. Почему-то в Рускеальском экспрессе он был куда слабее. Хотя как минимум в одну сторону там мы тоже ехали в ближней к локомотиву части состава.
7. Отправляясь с Московского вокзала в направлении Рыбинска, поезд долго едет по Ярославлю. Сначала мы проезжаем остановочный пункт «Которосль». На этом участке пассажиров совсем мало, чувствуешь себя расслабленно. Можно даже бегать к окнам с противоположной стороны, если увидел там что-то интересное:
8. А вот и сама речка Которосль. Виднеется легендарный храм Иоанна Предтечи о пятнадцати главках с шикарной высоченной шатровой колокольней:
9. Въезжаем на территорию станции «Ярославль-главный», куда вчера мы прибыли из Москвы. На обратном пути, кстати, ретропоезд заканчивает свой путь здесь и на Московский вокзал уже не возвращается. При желании можно стартовать и отсюда, но хотелось продлить своё путешествие под паровозом на две остановки и проделать его от самого начала.
10. Вокзал «Ярославль-Главный». Здесь поезд стоит достаточно долго и людей садится ощутимо больше. По вагону свободно уже не побегаешь.
11. Но дальше становится ещё жёстче. В черте Ярославля - ещё две остановки, «Депо» и «Молот». И вот на них четырёхвагонный состав штурмуют уже настоящие толпы. Места занимают все, проход забивается стоячими.
12. После «Депо» рельсы расходятся: направо - основной двухпутный электрифицированный ход на Вологду, прямо - наша одноколейка без электрификации на Рыбинск. Можно сказать, что мы попадаем в зону любимой и легендарной «Савёловской глухомани». Допустим, прямой поезд в Рыбинск из Москвы ходит по Савёловской дороге, через Сонково. Хотя при определённом раскладе поездка с пересадкой через Ярославль выходит быстрее и удобнее.
13. После длительного преодоления Ярославля мы наконец наблюдаем сельские пейзажи:
14. Контингент пассажиров - местные дачники, для которых этот поезд является тем, чем он обозначен в расписании: обычной пригородной кукушкой. Хотя, надо признать, многие из них ведут себя так, словно не ожидали увидеть паровоз. Удивляются, обсуждают его, фотографируют:
15. Но в вагоне становится всё-таки очень тесно. Корзины с рассадой и шашлыками стоячие едва ли не на голову тебе ставят. Всё же если целью запуска этого маршрута было привлечение туристов, то нелогично совмещать его с загруженным пригородным маршрутом. Либо вагон дополнительный хотя бы прицепить.
16. Это не изба горит, это наш паровоз её дымом обдал:
17. На линии «Ярославль - Рыбинск» сохранились пара красивых вокзалов. Первый из них - на станции Чёбаково. Видимо, ровесник самой железной дороги, конец XIX-го века. Удивительно, но эта прелесть в идеальном состоянии и даже не перекрашена в серо-красный:
18. Здесь же - кирпичная водонапорка и шикарная для сельского населенного пункта школа (1910), аж с башенкой обсерватории:
19. От Чёбаково уходит короткая тупиковая ветка в город Тутаев. Она активно используется для грузового сообщения, покрывая потребности тамошней промышленности. Долгое время тут было и пассажирское движение, но где-то в середине 2000-х Тутаев лишился железнодорожного транспорта:
20. О.п. «Клинцево». В его окрестностях - крупное по меркам Ярославской области скопление дачных товариществ. В поезде становится чуть посвободнее.
21. Станция Ваулово. Отсюда отходит ещё одна короткая тупиковая ветка в село Варегово, предназначенная в основном для вывоза торфа. Удивительно, но по ней тоже длительное время существовало достаточно активное пассажирское движение. Последний поезд тут прошёл относительно недавно, в конце 2016-го. Ещё удивило, что на станции Ваулово в роли станционного работника, сопровождавшего прибытие и отправление нашего состава, выступала молодая симпатичная девушка. Нечасто такое бывает.
22. Наш паровоз, вперёд лети...
23. Небольшой остановочный пункт «Чижово»:
24. Обращает на себя внимание, что состояние инфраструктуры у этой линии на существенно более высоком уровне, чем у аналогичных, виденных ранее в других регионах. Допустим, условное продолжение этой линии по Тверской области, где я катался от Сонково до Бологое, выглядит на порядок хуже.
25. А тут все вокзалы, платформы, указатели - всё ухоженное, аккуратное, чистенькое. Хотя вряд ли тут ветка более загруженная. Скорее влияет принадлежность к Северной железной дороге. Ну и Ярославская область сама по себе ненамного, но всё же позажиточнее своих соседей.
26. Ещё один прекрасный вокзал - на станции Лом. Практически близнец вокзала в Чёбаково. Состояние столь же отличное:
27. Здесь даже привокзальный туалет внешне очень эстетичен. Внутри, думаю, как и у вокзала, всё не столь радужно, но нам только из окна посмотреть)
28. На платформе Пиняги - неожиданный длинный навес с непростой крышей. На других остановках линии таких не заметил. Возможно, предполагается большое количество ожидающих пассажиров? Видимо, тут много дачников, т.к. здесь в поезде становится уже совсем свободно.
29. Станция Торопово:
30. Пересекаем объездную Рыбинска. На переезде - социальная реклама в виде разбитого автомобиля:
31. По Рыбинску, до прибытия на вокзал, тащиться придётся ненамного меньше, чем по Ярославлю. Город достаточно здоровый. Сначала тянутся внушительные по площади садоводческие товарищества
32. Потом мы въезжаем на станцию "Рыбинск-Товарный":
33. Гигантский элеватор. Рыбинск в силу своего расположения исторически был связан с транспортировкой зерна. Из-за этого, очевидно, тут зародились свои крепкие хлебопекарные традиции: когда в городе переваливаются сумасшедшие объёмы пшеницы и ржи, просто невозможно, чтобы часть из них не использовалась здесь же. И сегодня в Рыбинске невероятное количество пекарен и булочных с вкуснейшей продукцией. Даже удивительно, что рыбинцы поголовно не выглядят толстяками.
34. Вблизи вокзала река Черёмуха делает изящный изгиб, который хорошо наблюдать из окна прибывающего поезда. Только в кадр он целиком на ходу не влезает:
35. Уже подъезжая к вокзалу можно начинать разглядывать первые из многочисленных архитектурных достопримечательностей Рыбинска. Мог бы выложить все, что видно из окна, но ограничусь одной, т.к. не теряю надежды когда-нибудь и про сам Рыбинск написать. Это убогий дом. Но это название не связано с его нынешним состоянием (хотя местные иронизируют). Так называли богадельню Иверской церкви, открытую здесь в 1870-м:
36. В Рыбинске, уже когда состав прибыл и пассажиры покинули вагоны, машинисты стали пускать детей в кабину паровоза. Уж не знаю, с чем связан такой аттракцион. Всё же поезд обычный, пригородный, без всяких музейных и интерактивных опций. Но я, пользуясь наличием ребёнка, в качестве сопровождающего, конечно, залез тоже. Кабину паровоза я уже видел, в железнодорожном музее Бреста, но тут он практически под парами, раскалённый и работающий. Камера, впрочем, внутренности не берёт, слишком уж там тесно.
37. Обратно ретропоезд возвращается вечером этого же дня. В моём представлении на Рыбинск полдня прогулки катастрофически мало, так что здесь мы также остались переночевать.
38. Маршрут для ретропоезда выбран неслучайно. В Рыбинске в последние годы реализовывают крутую программу по изменению городской среды, превращая его в один из самых интересных туристических городов страны. Практически весь центр благоустроен и оформлен в стиле XIX-го века, преимущественно в части вывесок, которые поменяли даже сетевые магазины, наплевав на корпоративный дизайн.
39. И в этой связи прибытие в город на паровозе как нельзя прекрасно дополняет весь этот ретростиль. Но даже за два дня я не успел осмотреть Рыбинск в полной мере, чтобы написать про него качественные посты. Там слишком много интересного по окраинам запрятано, что без машины увидеть довольно сложно.
40. Обратно ехали на именном экспрессе «Чайка», который запустили несколько лет назад. Хоть он тоже имеет статус обычного пригородного поезда «Ярославль - Рыбинск» с соответствующей ценой билета, он не делает ни одной остановки, несётся с бешеной скоростью и преодолевает путь за час. Это быстрее, чем ПДС на данном участке. И тут всё те же новые современные вагоны, которые по сути делают его скорее комфортабельным экспрессом. Назван, кстати, в честь Валентины Терешковой, уроженки Ярославской области.
В общем, линия «Ярославль - Рыбинск» - это зона железнодорожного эксклюзива по ценам обычных электричек. Тут и ретросостав, и комфортабельный экспресс, и красивые вокзалы в прекрасном состоянии, и сами конечные пункты - интереснейшие для посещения города. Хоть Рыбинск в Золотое Кольцо и не входит, его новый, с позволения сказать, дизайн и этот паровозный маршрут явно притянут сюда массового туриста. Сейчас многие регионы пытаются запилить какие-то подобные фишечки, и тут, надо признать, Ярославщина в этом преуспела. Ну а нам, конечным пользователям всей этой радости, всё к лучшему. Куда не приедешь, везде найдётся что-нибудь интересное.
Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.
#путешествия #туризм #россия #природа #ярославскаяобласть