Найти тему
I_drom

Под паровозом по Ярославской области

Паровозы на наших железных дорогах в последнее десятилетие стали встречаться гораздо чаще. И вовсе не из-за проблем с экономикой, топливом и подвижным составом, как гласит недружественная пропаганда, а по причине моды на ретро и винтаж. Примерно до 2018-го года под паровозом можно было покататься лишь по праздникам да по скромному музейному маршруту от Рижского вокзала до станции Подмосковная. Потом появился первый регулярный маршрут - пригородный «Бологое - Осташков», а где-то через год - пижонский ежедневный «Рускеальский экспресс». Сегодня ретропоезда всё чаще встречаются в совершенно разных регионах, например в Пермском крае. Или в Ярославской области - от её центра до второго по величине города, Рыбинска. У этого поезда есть ряд своих особенностей и преимуществ, о которых я хотел бы сегодня поведать по итогам октябрьского путешествия в те края.

1. Ретропоезд «Ярославль - Рыбинск» отправляется с утра пораньше раз в неделю, по субботам, с Московского вокзала Ярославля. При постройке легендарной Северной железной дороги Мамонтова из Москвы он был её конечной, но после её продолжения на север грузовая станция Всполье оттянула на себя и пассажирский трафик, став со временем Ярославлем-Главным.

2. Мало в каком городе кроме двух столиц у нас больше одного вокзала, и уж тем более мало где среди них второй вокзал является чем-то большим, чем обычный остановочный пункт. Московский вокзал Ярославля тоже, по существу, дань истории, но всё же кое-какие пригородные поезда имеют по нему конечную (как наш, например), и даже некоторые ПДС делают тут остановку, не заезжая при том на Ярославль-Главный.

-2

3. Например, Ласточка «Кострома - Москва», которая как раз стояла на путях рядом с нашим паровозом. Когда её запустили, мы очень обрадовались - появилось скоростное сообщение с двумя прекрасными городами золотого кольца: можно с комфортом мотаться туда на выходные! Но расписание её оказалось не слишком удобным, проще ехать обычными поездами.

-3

4. Паровоз из Ярославля уходит в 9 утра. Приехать к его отправлению из Москвы нереально, если не хочешь остаться без сна на сутки. Так что мы были в городе с вечера пятницы, и с утра, выспавшись в гостинице, двинулись на вокзал. Тащил нас, как и в Рускеалу, "Генерал" П-36, последний и самый совершенный из советских пассажирских паровозов. Вероятно, поэтому они на туристических линиях сейчас и используются.

-4

5. Неудачно сфотографировал салон вагона. Тут не очень бросается в глаза, что он абсолютно новый, с удобными мягкими креслами, кондиционером, биотуалетом и ЖК-дисплеями, на которых демонстрируют тематические видео про железную дорогу и её историю. Вагон лучше, чем в фирменном ПДС «Москва - Ярославль». И тут надо понимать, что формально это - обычный пригородный поезд по соответствующей цене. Предположу, что это, наверное, самая комфортная электричка в стране, оставляющая позади даже московские МЦД.

-5

6. Неожиданный эффект этой поездки - обильные клубы дыма за окном и характерный запах. Почему-то в Рускеальском экспрессе он был куда слабее. Хотя как минимум в одну сторону там мы тоже ехали в ближней к локомотиву части состава.

-6

7. Отправляясь с Московского вокзала в направлении Рыбинска, поезд долго едет по Ярославлю. Сначала мы проезжаем остановочный пункт «Которосль». На этом участке пассажиров совсем мало, чувствуешь себя расслабленно. Можно даже бегать к окнам с противоположной стороны, если увидел там что-то интересное:

-7

8. А вот и сама речка Которосль. Виднеется легендарный храм Иоанна Предтечи о пятнадцати главках с шикарной высоченной шатровой колокольней:

9. Въезжаем на территорию станции «Ярославль-главный», куда вчера мы прибыли из Москвы. На обратном пути, кстати, ретропоезд заканчивает свой путь здесь и на Московский вокзал уже не возвращается. При желании можно стартовать и отсюда, но хотелось продлить своё путешествие под паровозом на две остановки и проделать его от самого начала.

-9

10. Вокзал «Ярославль-Главный». Здесь поезд стоит достаточно долго и людей садится ощутимо больше. По вагону свободно уже не побегаешь.

-10

11. Но дальше становится ещё жёстче. В черте Ярославля - ещё две остановки, «Депо» и «Молот». И вот на них четырёхвагонный состав штурмуют уже настоящие толпы. Места занимают все, проход забивается стоячими.

-11

12. После «Депо» рельсы расходятся: направо - основной двухпутный электрифицированный ход на Вологду, прямо - наша одноколейка без электрификации на Рыбинск. Можно сказать, что мы попадаем в зону любимой и легендарной «Савёловской глухомани». Допустим, прямой поезд в Рыбинск из Москвы ходит по Савёловской дороге, через Сонково. Хотя при определённом раскладе поездка с пересадкой через Ярославль выходит быстрее и удобнее.

-12

13. После длительного преодоления Ярославля мы наконец наблюдаем сельские пейзажи:

-13

14. Контингент пассажиров - местные дачники, для которых этот поезд является тем, чем он обозначен в расписании: обычной пригородной кукушкой. Хотя, надо признать, многие из них ведут себя так, словно не ожидали увидеть паровоз. Удивляются, обсуждают его, фотографируют:

-14

15. Но в вагоне становится всё-таки очень тесно. Корзины с рассадой и шашлыками стоячие едва ли не на голову тебе ставят. Всё же если целью запуска этого маршрута было привлечение туристов, то нелогично совмещать его с загруженным пригородным маршрутом. Либо вагон дополнительный хотя бы прицепить.

-15

16. Это не изба горит, это наш паровоз её дымом обдал:

-16

17. На линии «Ярославль - Рыбинск» сохранились пара красивых вокзалов. Первый из них - на станции Чёбаково. Видимо, ровесник самой железной дороги, конец XIX-го века. Удивительно, но эта прелесть в идеальном состоянии и даже не перекрашена в серо-красный:

-17

18. Здесь же - кирпичная водонапорка и шикарная для сельского населенного пункта школа (1910), аж с башенкой обсерватории:

19. От Чёбаково уходит короткая тупиковая ветка в город Тутаев. Она активно используется для грузового сообщения, покрывая потребности тамошней промышленности. Долгое время тут было и пассажирское движение, но где-то в середине 2000-х Тутаев лишился железнодорожного транспорта:

-19

20. О.п. «Клинцево». В его окрестностях - крупное по меркам Ярославской области скопление дачных товариществ. В поезде становится чуть посвободнее.

-20

21. Станция Ваулово. Отсюда отходит ещё одна короткая тупиковая ветка в село Варегово, предназначенная в основном для вывоза торфа. Удивительно, но по ней тоже длительное время существовало достаточно активное пассажирское движение. Последний поезд тут прошёл относительно недавно, в конце 2016-го. Ещё удивило, что на станции Ваулово в роли станционного работника, сопровождавшего прибытие и отправление нашего состава, выступала молодая симпатичная девушка. Нечасто такое бывает.

-21

22. Наш паровоз, вперёд лети...

23. Небольшой остановочный пункт «Чижово»:

-23

24. Обращает на себя внимание, что состояние инфраструктуры у этой линии на существенно более высоком уровне, чем у аналогичных, виденных ранее в других регионах. Допустим, условное продолжение этой линии по Тверской области, где я катался от Сонково до Бологое, выглядит на порядок хуже.

-24

25. А тут все вокзалы, платформы, указатели - всё ухоженное, аккуратное, чистенькое. Хотя вряд ли тут ветка более загруженная. Скорее влияет принадлежность к Северной железной дороге. Ну и Ярославская область сама по себе ненамного, но всё же позажиточнее своих соседей.

-25

26. Ещё один прекрасный вокзал - на станции Лом. Практически близнец вокзала в Чёбаково. Состояние столь же отличное:

-26

27. Здесь даже привокзальный туалет внешне очень эстетичен. Внутри, думаю, как и у вокзала, всё не столь радужно, но нам только из окна посмотреть)

-27

28. На платформе Пиняги - неожиданный длинный навес с непростой крышей. На других остановках линии таких не заметил. Возможно, предполагается большое количество ожидающих пассажиров? Видимо, тут много дачников, т.к. здесь в поезде становится уже совсем свободно.

-28

29. Станция Торопово:

30. Пересекаем объездную Рыбинска. На переезде - социальная реклама в виде разбитого автомобиля:

-30

31. По Рыбинску, до прибытия на вокзал, тащиться придётся ненамного меньше, чем по Ярославлю. Город достаточно здоровый. Сначала тянутся внушительные по площади садоводческие товарищества

32. Потом мы въезжаем на станцию "Рыбинск-Товарный":

-32

33. Гигантский элеватор. Рыбинск в силу своего расположения исторически был связан с транспортировкой зерна. Из-за этого, очевидно, тут зародились свои крепкие хлебопекарные традиции: когда в городе переваливаются сумасшедшие объёмы пшеницы и ржи, просто невозможно, чтобы часть из них не использовалась здесь же. И сегодня в Рыбинске невероятное количество пекарен и булочных с вкуснейшей продукцией. Даже удивительно, что рыбинцы поголовно не выглядят толстяками.

-33

34. Вблизи вокзала река Черёмуха делает изящный изгиб, который хорошо наблюдать из окна прибывающего поезда. Только в кадр он целиком на ходу не влезает:

-34

35. Уже подъезжая к вокзалу можно начинать разглядывать первые из многочисленных архитектурных достопримечательностей Рыбинска. Мог бы выложить все, что видно из окна, но ограничусь одной, т.к. не теряю надежды когда-нибудь и про сам Рыбинск написать. Это убогий дом. Но это название не связано с его нынешним состоянием (хотя местные иронизируют). Так называли богадельню Иверской церкви, открытую здесь в 1870-м:

-35

36. В Рыбинске, уже когда состав прибыл и пассажиры покинули вагоны, машинисты стали пускать детей в кабину паровоза. Уж не знаю, с чем связан такой аттракцион. Всё же поезд обычный, пригородный, без всяких музейных и интерактивных опций. Но я, пользуясь наличием ребёнка, в качестве сопровождающего, конечно, залез тоже. Кабину паровоза я уже видел, в железнодорожном музее Бреста, но тут он практически под парами, раскалённый и работающий. Камера, впрочем, внутренности не берёт, слишком уж там тесно.

-36

37. Обратно ретропоезд возвращается вечером этого же дня. В моём представлении на Рыбинск полдня прогулки катастрофически мало, так что здесь мы также остались переночевать.

-37

38. Маршрут для ретропоезда выбран неслучайно. В Рыбинске в последние годы реализовывают крутую программу по изменению городской среды, превращая его в один из самых интересных туристических городов страны. Практически весь центр благоустроен и оформлен в стиле XIX-го века, преимущественно в части вывесок, которые поменяли даже сетевые магазины, наплевав на корпоративный дизайн.

-38

39. И в этой связи прибытие в город на паровозе как нельзя прекрасно дополняет весь этот ретростиль. Но даже за два дня я не успел осмотреть Рыбинск в полной мере, чтобы написать про него качественные посты. Там слишком много интересного по окраинам запрятано, что без машины увидеть довольно сложно.

-39

40. Обратно ехали на именном экспрессе «Чайка», который запустили несколько лет назад. Хоть он тоже имеет статус обычного пригородного поезда «Ярославль - Рыбинск» с соответствующей ценой билета, он не делает ни одной остановки, несётся с бешеной скоростью и преодолевает путь за час. Это быстрее, чем ПДС на данном участке. И тут всё те же новые современные вагоны, которые по сути делают его скорее комфортабельным экспрессом. Назван, кстати, в честь Валентины Терешковой, уроженки Ярославской области.

-40

В общем, линия «Ярославль - Рыбинск» - это зона железнодорожного эксклюзива по ценам обычных электричек. Тут и ретросостав, и комфортабельный экспресс, и красивые вокзалы в прекрасном состоянии, и сами конечные пункты - интереснейшие для посещения города. Хоть Рыбинск в Золотое Кольцо и не входит, его новый, с позволения сказать, дизайн и этот паровозный маршрут явно притянут сюда массового туриста. Сейчас многие регионы пытаются запилить какие-то подобные фишечки, и тут, надо признать, Ярославщина в этом преуспела. Ну а нам, конечным пользователям всей этой радости, всё к лучшему. Куда не приедешь, везде найдётся что-нибудь интересное.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.

#путешествия #туризм #россия #природа #ярославскаяобласть