При построение каких бы то ни было грузино-абхазских диалогов, у сторон существуют две крайности: 1) Заявлять, что абхазская сторона ни в чем не виновата, что выбор сделали за нее коммунисты, что грузины должны всеми способами доказать абхазцам, что они им не враги, что мы братья; 2) Заявлять, что правительство Эдуарда Шеварднадзе это абсолютно во всем правое образование, что Шеварднадзе не способствовал обострению конфликта.
Я начну со второй крайности, т.к абхазцам она более интересна, чем первая, ведь это контраргумент против грузин.
Вы, абхазцы, должны понять одну простую вещь — Эдуард Шеварднадзе пришел к власти в Грузии в результате государственного переворота. С правовой точки зрения все действия Шеварднадзе, увы, не имеют никакой законности. Тут абхазцы заявят, что это тупик, что я сам, как грузин, признал вину грузин, но я этого не делал, я продолжу мысль. До прихода к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе — у власти в Грузии был Звиад Гамсахурдиа. А вот тут начинается самое интересное. Грузины, к сожалению, за 30 лет так и не сумели выстроить линию защиты своего законного правительства, против которого в конце 80-ых началась активная информационная война со стороны коммунистов Грузии и России. Потому что очень выгодно во всем обвинять Гамсахурдиа грузинским и российским журналистам.
Я поясню: Звиад Гамсахурдиа, вернее тот образ страшного нациста, в который Вы верите, является результатом совместной работы грузинских и российских коммунистов по дезинформации населения Грузии.
Не существует ни одного доказательства того, что Звиад Гамсахурдиа ненавидел осетин или абхазцев, что он как-то ущемлял иные народы. За годы изучения его личности я не нашел ни одного источника, в котором не было бы все перевернуто с ног на голову продажными журналистами. Да и Вы должны понимать, что с руководством Владислава Ардзинба у Гамсахурдиа были нормальные отношения, Гамсахурдиа не намеревался идти на обострение в Абхазии, хотя в Абхазии было множество провокаций со стороны Аидгылара и прочих просоветских, коммунистических отпрысков, например, бойня в институтах в конце 80-ых, убийство Вовы Векуа и многое другое . Принято обсуждать видео, где Гамсахурдиа, в связи с событиями в Лыхны, сказал, что абхазской нации никогда не существовало. В этой связи нужно понимать контекст, в котором он это говорил: а)Независимой, лишенной какого бы то ни было грузинского влияния абхазской общности, населяющей Абхазию веками без грузин — не существовало, это неоспоримо, даже сам Ваш язык говорит об общем проживании абхазов и грузин; в) Там использовалось именно слово нация, а нация это политико-исторический термин, а не этнографический. Когда появились первые теории нации Вы можете узнать из работ ряда немецких и британских исследователей; г)Сказанные Гамсахурдиа слова были произнесены в связи с провокацией в Лыхны, когда абхазские коммунисты способствовали столкновениям между грузинами и абхазцами.
Я подвожу все к одной простой вещи, к вопросу — где был абхазский народ, когда Вашего президента, а Гамсахурдиа Ваш президент по конституции, свергли сторонники Шеварднадзе? Где был абхазский народ, когда сторонники Шеварднадзе громили Имерети, Самегрело и Абхазию? Где был абхазский народ, когда всех тех, кто выступал за законную власть, то есть за Гамсахурдиа, уничтожали? Где были те, кто сегодня заявляет о страшных грузинских мхедрионовцах, когда эти мхедрионовцы еще не добрались до Абхазии, а только громили митинги в Тбилиси, похищая женщин и стариков?
Правильно, абхазский народ был там же, где и остальные народы Грузии, в том же положении дезориентированности, а вот абхазские просоветские силы, мечтавшие о возрождении СССР, выжидали удобный момент, чтобы заявить об отделении от Грузии. Вы никогда не признаетесь, но Вы прекрасно понимаете, что Абхазия это разменная монета, что никакой независимости за 30 лет Вы не получили, что все, за что умирали Ваши отцы и деды — искусственно созданная врагами единой Грузии иллюзия. Когда Абхазия была в составе Грузии — у нее было все, абсолютно все, сейчас же она находится в крайне плачевном состоянии, и не до конца понятно, каким образом Вы намерены развивать ее экономику, ведь предложение Бжания по переселению в Абхазию русских для Вас неприемлемо, как и ужасна мысль о том, что нужно заселить Абхазию другими кавказскими народами. Путь к убыхизации абхазского народа уже начат, и начат он не грузинским народом, возвращение которого в Абхазию для Вас является страшным кошмаром, он начат просоветскими абхазскими экстремистами. Грузинам Вы нужны вместе с Вашими проблемами, проблемами изучения языка и прочего, что доказано на практике Грузинским Черкесским Культурным Центром в Тбилиси, а не только территория. Нужны ли проблемы абхазского народа кому-то кроме грузин — большой вопрос, ведь сейчас абхазский язык как никогда терпит убыток, молодежь его не изучает, аргументируя тем, что в жизни он не пригодится, что есть русский, ну или английский на крайний случай. Это слова Розы Отунбаевой, бывшей некогда представителем ООН в Абхазии, впрочем, можно отрицать даже истину, но истина, тем не менее, когда-то станет всем ясной.
Теперь же попробуем рассмотреть вопрос о том, в чем же виновата абхазская сторона, или, если быть еще точнее, те силы, которые управляли абхазским народом.
Я не буду уходить очень далеко, говорить о том, что в 30-ые годы мегрельских детей целенаправленно не учили грузинскому языку в Абхазии, а только русскому и абхазскому, о чем Ленину писал Константин Гамсахурдиа, обвиняя в империализме, менее сильно эта политика продолжилась в 70-ые и 80-ые, когда произошло необходимое разделение среди грузин на тех, кто забыл о своем грузинском происхождении (при наличии абсолютно грузинской фамилии). (Тут надо понимтаь, что есть и абхазцы с фамилиями, похожими на мегрельские, грузинские, но то, что процент грузин, считающих себя этническими апсуа-абхазами не мал - отрицать нельзя, у меня у самого есть такие родственники). Не буду я также говорить о Борисе Адлейба, Лыхненском обращении, массовой бойне между грузинами и абхазцами, сделанной с легкой руки коммунистов Абхазии и России, приведшей в итоге к тому, что было 9 апреля в Тбилиси. Не буду говорить о зверствах наемников, об участии ГКЧП во всем этом, не буду говорить о том, что Вы, абхазцы, всю свою жизнь верили в байки о том, что грузин заселил Берия, и что нужно скорее выгнать их из Абхазии, о чем даже на бытовом уровне можно было слышать, будучи ребенком. Не буду детально описывать планы Ваших экстремистов, приводить показания с описанием садизма Ваших ''героев'', которые по словам воевавших в Абхазии конфедератов, воевать не умеют. Не буду говорить, что технику, по которой Вы открыли огонь, обвинив грузин в нападении, прислали по Ардзинба просьбе для защиты магистрали, не буду говорить, что в своих мемуарах Ваши вояки пишут, как готовились к нарушению мирных договоренностей (сочинских). Не буду пытаться выставить Ваших лидеров маньяками, нарциссами, тиранами, хотя Ардзинба это абсолютный нарцисс, у которого нет никакой совести, а от его манерности из видео просто тошнит. Не буду пытаться доказать Вам, что Вас очень хорошо обманули.
Задам лишь один вопрос — если Ваши прадеды, деды и отцы умудрились столько лет прожить с грузинами на одной земле, то они сознательно лгали себе или правда понимали, что грузины им не враги?
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
«Лыхненское письмо» – это не только письмо Пленуму ЦК КПСС (пожалуй, таковым оно является в меньшей мере), концентрированная порция яда, выпущенная в Грузию и грузин, и сопутствующая причина тбилисских событий – это концепция всего апсуа-абхазского сепаратизма, «Майн кампф» апсуа-абхазцев, подведение итогов и программа нового этапа. То, что до этого вполголоса говорилось на апсуа-абхазском языке, было оформлено письменно и заявлено во всеуслышание.
23 марта в районных и республиканских газетах печатается информация о Лыхненской сходке (примечательно, что в этом же номере интервью В. Ардзинба, как кандидата в депутаты), 25 марта публикуется сам текст письма. Реакция грузинской общественности не заставила себя долго ждать: в тот же день в Сухуми на ул. Кирова прошел первый митинг протеста, за ним по всем районам Абхазии прокатилась волна митингов: 1 апреля на стадионе в пос. Леселидзе (зона г. Гагра), 2-го в г. Гали, 8-го в Гульрипши, 9-го в г. Гагра. 3 апреля студенты грузинского сектора АГУ объявили забастовку и начали манифестацию у здания драматического театра. Все эти акции квалифицируются, как несанкционированные, их организаторы именуются не иначе, как экстремистами и провокаторами.
Силы «Айдгылара» уже давно мобилизованы. В Гудаута срывали грузиноязычные надписи, в г. Гагра вандалы осквернили памятник Руставели. Участок Черноморской трассы на отрезке Бзыпь-Гумиста оказался в руках сепаратистов, там «порядок наводили представители Народного фронта». Нападению подверглись два автобуса, следовавших в Сухуми. В одном были участники митинга в пос. Леселидзе, в другом студенты ГИСХа, возвращавшиеся с похорон, но апсуа-абхазцев интересовало только то, что все они были грузины. Автобусы обстреляли из огнестрельного оружия, закидали камнями, преследовали до самого Сухуми. В результате этой акции пострадало 14 человек. Нападение на автобусы окончательно довело и без того взрывоопасную ситуацию до крайней степени напряженности. Предприятия объявили забастовку, водители остановили движение траспорта, перекрыв своими автобусами центральные улицы города, «на ряде предприятий, в ВУЗах и средних учебных заведениях прошли митинги и собрания протеста, имели место срывы в работе отдельных предприятий, занятий в некоторых учебных заведениях» – константировал обком.
Апсуа-абхазцы заранее приготавливаются к возможному расследованию событий в Грузии. 6 апреля на пленуме бюро Абхазского обкома снимают Б. Адлейба и назначают на его место Владимира Хишба. Это позволяло в случае необходимости отрапортовать в Москву, что меры приняты и виновных в Абхазии искать не надо. Так же были сделано несколько показательных совместных заявлений, призывающих граждан к спокойствию.
Волна возмущения от оскорбления национального достоинства, клеветнических обвинений и антиконституционных требований отделения Абхазии от Грузии перехлестнула пределы Абхазии и подняла на ноги всю Грузию. Тбилисские события апреля 1989 года словно состоят из двух частей – искреннего патриотического выступления народа (сначала в поддержку грузин в Абхазии, а затем с требованием выхода Грузии из СССР) и закулисных манипуляций, причем таких, что основные здравствующие участники тех событий до сих пор противоречиво описывают происшедшее, а самые догадливые указывают в сторону «отцов перестройки». В любом случае участники апрельских событий – народ, «неформалы», ЦК КП Грузии и советские генералы, сами того не подозревая, реализовывали чужие замыслы в большой интриге под названием «развал СССР».
Мы не будем подробно рассматривать попытки организации совместного наступления на Грузию национальных меньшинств, ибо это подразумевает расширение темы исследования, но считаем необходимым привести то самое «мартовское послание», о существовании которого предполагала в своей книге Светлана Червонная. Вот оно:
«Дорогие абхазские друзья!
Информация о событиях в Абхазии, доходящая до нас сквозь призму кривых зеркал республиканских средств массовой информации, вызывает в нас – членах гражданского движения «Адемон ныхас» в поддержку перестройки - чувство тревоги и надежды. Тревога вызвана тем опасением, что законные требования абхазского народа, касающиеся установления подлинного национального суверенитета, и теперь уже обретшие формальную законность за подписями руководителей республиканских органов власти, в который уже раз будут проигнорированы или же «спущены на тормозах» в виде очередного раунда лицемерных обещаний о «скором» достижении, с помощью «братского» грузинского народа, социально-экономического и культурного процветания. Не исключены и провокации, которые призваны придать «законный» характер введению чрезвычайного положения в республике вне надлежащего информирования центра – «конституционной» привилегии, столь живописно добивающейся голодовкой на ступеньках Дома Правительства в ноябре 1988 г.
Надежду вселяет в нас перспектива справедливого и окончательного решения «абхазского вопроса», могущего создать очередной прецедент установления де факто равноценного паритета между так называемыми союзными и автономными республиками и другими автономными образованиями с горизонтальным подчинением одному федеральному центру и несовместимого с ущемляющей национальное достоинство и фактически дискредитировавшей себя вертикальной, иерархической системой соподчинения сортирующей нации по рангам, правам и привилегиям. Нас восхищает мужество, единство и сплоченность абхазского народа, не идущего ни на какие компромиссы в главном вопросе, стоящем перед ним – вопросе восстановления полного, безоговорочного национального суверенитета, единственно способного создать условия для всестороннего развития богатейшего социального, культурного и экономического потенциала абхазской нации, являющейся преемником древнейшей и высокоразвитой культуры.
Члены «Адемон ныхас», как и весь осетинский народ, пристально и с сочувствием следят за событиями в Абхазии. К этому нас побуждает значительная схожесть социально-экономической ситуации в Осетии и Абхазии, в чем мы могли еще раз убедиться, прочитав письмо абхазского народа XIX партконференции – культурно-историческая и бытовая общность и многовековые контакты между нашими народами, отраженные еще в трудах Ш.Д. Инал-ипа и В.И. Абаева и др., а также тот немаловажный факт, что мы являемся горскими народами с гордым, независимым духом, который не смогли сломить ни один из многочисленных «гостей» в нашей полной мужества и страданий истории. Тем более это не дано сделать никому из тех, которые под истрепанным флагом национальной кичливости, питаемой псевдоисторическими писаниями, пытаются растворять, «разделять и властвовать». Залогом тому – наша дружба и пока что! – моральная поддержка наших мужественных абхазских друзей и братьев! Народ Осетии вас поддерживает. Руководство наше – тоже, но пока ему не хватает мужества.
А. Чочиев
«Адемон ныхас»
(Народный собор)
г. Цхинвали
Юго-Осетия».
Полезные источники:
1. А.Г. Осипов. К вопросу о генезисе межэтнических конфликтов. – Этнические конфликты в СССР: причины, особенности, проблемы изучения. М., 1991.
2. Т. Мибчуани. По кровавым следам абхазского сепаратизма. Тб., 1994, С. 62.
3. «Сахалхо ганатлеба», 1989, 31 мая, № 26 (4181).
4. М. Цотниашвили. События 26 мая в Цхинвали. – «Цискари», 2001, № 5-6.
5. Анзор Тотадзе. – «Распятая Грузия».
6. С. Червонная. Абхазия – 1992: посткоммунистическая Вандея. М., 1993, С. 70.
7. «Республика Абхазия», 2001. 14-15 апреля, № 42 (1247).
8. С. Червонная. Абхазия – 1992: посткоммунистическая Вандея. М., 1993, С. 71.
9. Протокол допроса М. Демьянова. – В кн. «Казаки и Грузия». Тб., 2000, С. 112.