Найти тему
Загадки истории

Как российский артиллерист стал воздушным асом, витязем неба

Оглавление

Это история из дореволюционной России. Прошлый век. В советское время имена летчиков-героев знали все. И сейчас их помнят: Покрышкин, Кожедуб и другие. А что насчет Российской империи? Как дела обстояли у нас на заре авиации?

Были люди. Один из таких – Евграф Николаевич Крутень.

Он был артиллеристом, но стал одним из лучших летчиков в стране.

Военная карьера

Теперь сложно сказать, но, кажется, что Крутень с детства мечтал быть военным. Может быть, ему это на роду было написано.

В 1911 году он окончил Константиновское артиллерийское училище и был направлен в конно-артиллерийскую батарею. Но в 1913 году в России активно создавали авиацию. Николай Евграфович очень хотел, чтобы его зачислили в летные войска. Но начальство отказывало. Был написан десяток рапортов. В итоге Крутеня все же зачислили в авиацию. Не летчиком, а только лишь летным наблюдателем. С чего-то нужно было начинать.

Из артиллеристов в летчики

Крутень не хотел останавливаться на достигнутом. Большим успехом было то, что Евграф Николаевич служил под начальством знаменитого русского аса Нестерова.

Любопытный факт: Крутень прибыл в Киевскую авиационную роту 7 сентября 1913 года. В тот день Нестеров выполнил мертвую петлю. Расценивать это можно по-разному. В том числе и как знак.

В 1914 году Крутень уехал в Гатчину, в авиашколу. Там он учился пилотажу. В конце своего обучения Евграф Николаевич дважды выполнил ту самую нестеровскую петлю.

На фронте

Крутень, как только стал летчиком, сразу же был направлен на фронт. Он был бомбардировщиком и разведчиком. Много пользы принес Российской империи, много бед наделал врагам нашей страны.

Самое ценное в Крутене было то, что он не хотел быть только практиком. Казалось бы, хороший летчик – выполняй боевые задачи и больше ни о чем не думай. Евграф Николаевич так не мог. Он постоянно думал о проблемах авиации, писал статьи. Одна из них называлась громко: «Кричащие нужды русской авиации». Это о том, что в войсках нет внеполетной работы. Поэтому летчики, выполнив задания в небе, занимались лишь тем, что лежали «пузом кверху», заводили романы с дамочками и употребляли алкоголь.

В мае 1915 года Крутеня назначили командиром авиаотряда. Тогда же он одержал свою первую воздушную победу.

Истребитель

Евграф Николаевич однажды обратился к командованию с идеей создать истребительные авиагруппы. Мысль талантливого летчика поддержали. Командиром первого подразделения назначили аса А.А. Казакова. Самому же Крутеню вверили второе подразделение. Они оказались эффективны. Истребительные группы росли очень быстро: третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая…

Интересно, что у каждой группы была своя эмблема. Самолеты седьмой группы, например, имели на борту голову орла, а восьмой – бубнового туза. У машин, которыми командовал Крутень, как и на его самолете, на борту была голова русского богатыря Ильи Муромца.

Евграф Николаевич воевал во Франции, в Великобритании, умело сбивал вражеские самолеты и аэропланы. И что, как я считаю, самое главное – не переставал думать над проблемами авиации, разрабатывать теорию. Именно Крутень первым:

· разработал теорию воздушного боя;

· обосновал эффективность и необходимость парных полетов;

· разработал перечень требований к самолету-истребителю.

Что касается практики, то ас первым придумал один прием. В частности, испробовал он его при ликвидации немецкого «Ганза-Бранденбург».

Что делал Крутень: он подлетал под аэропланом, заходил к нему сзади и расстреливал. Это было очень эффективно.

-2

Человек увлеченный

Евграф Николаевич Крутень был действительно человеком, увлеченным авиацией. Он если поднимался в небо, то находился там, пока горючее не иссякнет. Очень часто бывали такие ситуации, когда летчик планировал над аэродромом, приземляясь. Мотор был заглушен, потому что не мог работать.

Крутень всегда доводил дело до конца. Однажды он сбил немецкий самолет, взял в плен летчика, доставил его на свой аэродром и стал допрашивать. Неожиданно в небе появился другой немецкий самолет. Крутень на время оставил в покое пленного, сбил второго противника. Оказалось, что это был командир первого пилота, который решил выяснить, что же стало с его подопечным.

20 июня 1917 года Евграф Крутень разбился во время посадки. Самолет планировал и ударился о землю.

А интересно, как бы дальше жил летчик, за кого бы воевал в Гражданскую. Но судьба распорядилась иначе. Она дала Крутеню насладиться небом и уберегла от участия в конфликте между жителями одной страны.