Историй с переодеванием в российской «биографии» было много в разные времена. Можно вспомнить фильм «Гусарская баллада». Там рассказано про кавалериста-девицу Шурочку Азарову. У главной героини был прообраз – Надежда Андреевна Дурова, которая родилась в 1783 году, с детства имела мальчишеские привычки, а в 1806 году познакомилась с неким есаулом, нарядилась в казачье платье и ускакала из отчего дома. Нужно добавить, что к этому времени Наденька была уже замужем, родила ребенка, но с мужем, как и с родителем, жить не хотела.
Там очень интересная история. Есть смысл рассказать её отдельно. Если кратко, то Дурова (Чернова по мужу) сражалась при Бородине и ранее была контужена - получила ядром в ногу. Она общалась с императором Александром Первым, который было хотел отправить женщину домой, но, поговорив с ней, разрешил служить России. Надежда Андреевна была знакома с Пушкиным Александром Сергеевичем. В общем, кино Эльдар Рязанов снял не зря.
Это всё было давно. И, кажется, что не было такого вовсе. Есть пример более свежий из событий Великой Отечественной войны. Евдокия Николаевна Завалий. Это легендарная женщина.
Она служила в морской пехоте. Была единственной женщиной-командиром взвода морпехов в годы Великой Отечественной войны. Евдокия Николаевна дослужилась до звания гвардии полковника. А на фронт она попала, потому что хотела сражаться за Родину. С самого начала войны Евдокия Николаевна ходила в военкомат. Но девушка была несовершеннолетней. Ей отказывали в отправке на фронт.
Чуть позже Завалий все же стала санитаркой, была ранена, оказалась в госпитале. Оттуда удалось попасть в морпехи. Получилось чудно. Внешне Завалий напоминала стройного парня, одета она была в военную форму – женского платья не имела. А в документах было написано: «Завалий Евдок. Ник.». Кто там разберет, что за «Евдок. Ник.»?! Девушка представилась Евдокимом Николаевичем.
Не буду рассказывать всю историю. Факт в том, что и в годы Великой Отечественной девушки женщины уходили на фронт, переодевшись мужчинами.
В этой статье я хотела подробнее остановиться на личности Елены Константиновны Цебржинской. Она тоже переодевалась в мужское. Но было это в годы Первой мировой.
Верная жена
Цебржинская родилась в дворянской семье. Не просто в дворянской. Она была дочерью морского офицера, служившего в Батуми. Там же Елена окончила женскую гимназию и нашла себе супруга – военного врача Владислава Брониславовича Цебржинского.
Чуть позже командование решило перевести супруга в Санкт-Петербург. Елена Константиновна поехала вслед за мужем – а как иначе?! Там наша героиня окончила акушерские курсы.
Владислав Брониславович, когда началась Первая мировая, был направлен в 141-й пехотный Можайский полк, принимал участия в сражениях в Пруссии, спасал русских солдат. Увы, наступление на указанном участке было неудачным, Цебржинский попал в плен.
Елена Константиновна, узнав об этом известии, решила, по сути, заменить мужа в войсках.
Фронтовая дворянка
Цебржинская оставила двоих детей деду. Сама же облачилась в мужской костюм и под видом фельдшера-добровольца Евдокима Цетнерского записалась в 186-й пехотный Асландузский полк. Об этом свидетельствуют архивные документы.
В частности, генерал от инфантерии Эверт в одном из приказов писал, что фельдшер-доброволец Цетнерский всё время был при 7-й роте полка и добросовестно исполнял свои обязанности.
Спустя некоторое время тайное стало явным. Фельдшер Цетнер на поле боя перевязывал солдат, вытащил с опасного участка одного офицера, а сам был ранен. Елена Константиновна оказалась в 12-м передовом отряде Красного Креста. Её стали готовить к операции, думая, что спасают фельдшера Евдокима. Все сильно удивились, что под военной формой скрывалось женское тело.
Запахло скандалом. История дошла до императора, который сначала сильно разозлился на Цебржинскую, а потом сменил позицию. Николай Александрович решил наградить отважную женщину Георгиевским крестом. Более того, царь разрешил Елене Константиновне служить дальше. Однако Цебржинскую отправили на чуть более спокойный Кавказ, где она стала фельдшером 3-го передового отряда Красного Креста.
Во многом судьбы трех женщин, о которых я рассказывала, похожи. Несомненно, все они были самыми настоящими Героями.