Найти в Дзене

Толстой — самый интересный человек во всей России

Лев Толстой. Портрет работы Леонида Пастернака. 1906 г. Офорт. Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва)
Лев Толстой. Портрет работы Леонида Пастернака. 1906 г. Офорт. Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва)

В 2010 году мы издали роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Это последний роман писателя и последний большой роман XIX столетия. В настоящем издании, выпущенном при участии Государственного музея Л.Н. Толстого, воспроизведен полный цикл иллюстраций Л. О. Пастернака, которые в свое время заслужили высокую оценку автора романа.

Роман писался в преддверии Первой русской революции, когда классовый антогонизм достиг необычайной остроты, и был напечатан в 1899 году. В «Воскресении» Толстой отказывается от последних иллюзий относительно возможности возрождения дворянского сословия как правящего сословия. Он выступает как прямой защитник многомиллионной крестьянской массы, как гневный обличитель имущей верхушки русского общества. И это проявляется как в общем разоблачении неправедности общественного устройства России, так и в оценке и изображении человека в романе. В основе сюжета история уставшего от светской жизни аристократа, переживающего духовное прозрение при неожиданной встрече в зале суда с «жрицей любви», которую он некогда сам толкнул на путь разврата. Это повествование о болезненной переоценке ценностей и духовном очищении главного героя.

Утро Нехлюдова
Утро Нехлюдова

Это важный роман для русской и мировой литературы, поэтому домашняя библиотека без него не мыслима. В настоящем издании читатель найдет 31 иллюстрацию Леонида Осиповича Пастернака — самый известный иллюстративный цикл к роману. Художник делал рисунки для первой публикации романа в журнале «Нива». Он работал по рукописям еще не дописанного романа. Толстой сам попросил Пастернака проиллюстрировать его новую «повесть». Впервые для работы над иллюстрациями Пастернак приехал в Ясную Поляну 6 октября 1898 г. Он провел несколько дней в Ясной Поляне, читал рукописи «Воскресения», делал к ним заметки, а вечерами после чая Толстой вел с ним беседы о романе, о жизни, высказывал очень тонкие наблюдения по поводу отдельных персонажей и сцен своего произведения. Он возвратился в Москву, чтобы приняться за первые эскизы. Его иллюстрации горячо одобрил Толстой. Особенно одобрительно отнесся он к удачно схваченным и переданным образам Нехлюдова и Катюши Масловой, к рисункам «Закуска у Корчагиных», «После экзекуции», к изображению трех судей.

Сам Л. О. Пастернак так пишет об этой работе:

«Об успехе «Воскресения» и о сенсации, которую произвел этот роман, говорить не приходится; но и мой успех превзошел все мои ожидания, — о нем достаточно говорило в свое время бесконечное количество статей, обширных фельетонов в русской и иностранной печати.

Успех мой исторически зафиксирован Толстым. Однажды мы сидели за вечерним чаем; Толстой из кабинета вынес и подарил мне только что полученную им из Лондона серию моих, впервые хорошо репродуцированных, иллюстраций.

— Ну, давайте, проэкзаменуем вас; давайте ставить вам баллы; вот, за эту — 5+, за эту тоже 5+, за эту, пожалуй, 5... И тут же ставились на рисунках баллы. За небольшим исключением почти все рисунки получили высший балл. Вся эта коллекция с проставленными баллами, как исторический документ, хранится в Толстовском музее в Москве».

Тираж книги заканчивается*! Книга скоро поднимется в цене. Успевайте пополнить библиотеку.

*Издательство «Вита Нова» делает коллекционные издания небольшого тиража (800-1200 экземпляров). Тиражи не допечатываются.