Найти тему
Рязанские ведомости

Музыка из раскрытого окна

Фото Андрея Карева
Фото Андрея Карева

Обычно хороший снимок не нуждается в пояснении. Но этот кадр вряд ли будет понятен молодым. Почему это вдруг мужчина гуляет в обнимку с магнитофоном?

В 80-х годах, – а именно тогда Андрей Карев сделал этот кадр, – музыка играла не в наушниках, присоединенных к смартфону, а лилась из динамиков переносных магнитофонов, которые были предметом мечтаний подростков.

Особенно ценились импортные двухкассетники, поскольку давали возможность переписывать пленки, не прибегая к помощи второго магнитофона и шнура. Двухкассетники были настоящей редкостью. Их привозили из-за границы, приобретали на чеки в валютном магазине «Березка» или у фарцовщиков за большие деньги.

Не менее страстная охота велась за пленками – записями модных музыкальных групп и артистов. Существовали студии звукозаписи – в них можно было выбрать исполнителя, отдать чистую кассету и через несколько дней получить ее обратно с музыкой. Однако и там был дефицит на иностранные рок-группы. «Самое-самое» переписывали у друзей, знакомых и, что называется, по блату. Мажоры с магнитофонами наперевес просто купались в общественном внимании. Динамики наполняли улицы мелодиями Тото Кутуньо и Модерн Толкинг. Ребята в беседках тащились от Пинк Флойд и Ганз н Роузез.

Солидная марка магнитофона, объем фонотеки и возможность заполучить новые записи из каких-то неведомых источников способны были поднять авторитет любого парня среди сверстников.

Свои музыкальные предпочтения афишировали довольно диким способом. Колонки или магнитофоны выставляли в раскрытые окна квартир, а звук врубали на полную мощность. Соседи, как правило, были в бешенстве.

В 90-х годах прошлого века некогда «запретная эстрадная музыка» хлынула в страну потоком, а цифровая эпоха упразднила громоздкие аналоговые устройства воспроизведения, отправив их в музеи. Найти музыку любых жанров в смартфоне теперь не составляет труда. Время в очередной раз подтвердило истину – нет в мире таких вещей, за которые нужно было бы цепляться и ожидать от них счастья. То, что было предметом вожделения, сегодня вызывает снисходительную улыбку. А если в какой-нибудь машине надрывается на всю улицу автомагнитола, люди крутят пальцем у виска, не завидуя, а сочувствуя тем людям, что пытаются забыться в оглушительных звуках.

Евгений Каширин: «Первый мобильный в городе», 1969 г.
Евгений Каширин: «Первый мобильный в городе», 1969 г.

10 цифр под крутящимся диском

В Советском Союзе монета любого номинала обладала своей покупательской способностью. На одну копейку можно было приобрести коробок спичек, столько же стоил стакан газированной воды без сиропа.

«Двушку» в кармане необходимо было иметь всегда, на всякий случай. Именно эту монету нужно было опускать в щель уличного телефонного автомата, чтобы позвонить.

О мобильных телефонах в те времена даже не мечтали, а домашние номера долго оставались роскошью. Телефоны в квартирах ставили заслуженным людям и специалистам, которые должны были постоянно находиться на связи. К ним домой ходили звонить соседи. Для всех остальных предназначались телефоны в будках на улице.

Помните хит Евгения Осина начала 90-х: «Плачет девушка в автомате, кутаясь в зябкое пальтецо…». Да, сколько слез было пролито в этих будках, сколько слов любви сказано... И если какой-нибудь говорливый человек оккупировал автомат, то другие вынуждены были терпеливо ждать, время от времени постукивая монетой по стеклу, мол, совесть нужно иметь, заканчивайте беседу.

Андрей Карев: «Посиделки на Первомайке», 1985 г.
Андрей Карев: «Посиделки на Первомайке», 1985 г.

Теперь мы можем сказать, что отсутствие телефона под рукой – это в какой-то степени благо. По дороге к автомату успеваешь собраться с мыслями и понять, нужен ли вообще этот разговор. Совсем уж по пустякам людей звонками не беспокоили. Да и работающий телефон в городе еще нужно было найти.

С распространением мобильной связи будки начали убирать. Только в селах, где со связью проблемы, до сих пор висят на столбах таксофоны с козырьками-навесами.

На этих снимках запечатлено то время, когда люди еще не знали про интернет и сети 4G. Две женщины на Первомайском проспекте, скорее всего, ждут своей очереди позвонить. Подпись к другому снимку придумал фотохудожник Сергей Романов: «Первый мобильный».

Изменили новейшие средства связи нашу жизнь? Несомненно. Стали мы ближе друг к другу после этого? Большой вопрос.

Раньше, пока дойдешь до телефона, столько людей повстречаешь. А сейчас и ходить никуда не надо. Жми на кнопки смартфона, сидя в кресле. Никакой мобильности.

Сергей Романов, кондуктор, 1972 г.
Сергей Романов, кондуктор, 1972 г.

Вперед, в прошлое!

Подумать только… Когда-то, лет 40 назад, можно было заскочить в троллейбус с четырьмя копейками в кармане. Некоторые мальчишки заскакивали с тремя или пятью копейками. Их, конечно же, ожидали в салоне настоящие муки совести. Ведь нужно было на глазах у других пассажиров бросить в прозрачную кассу монетку и выкрутить билетик. Но какую монетку? Три копейки – мало, а пять – жалко, на целую копейку больше.

Потом от мук совести нас гуманно избавили, повесив вместо гремучих касс лязгающие компостеры. «Пробейте, пожалуйста!» И кто-то занимал трудовой пост и пробивал талончики другим пассажирам, пока не подходила его остановка. Но с талончиками стало ездить немного тревожнее. Если их заблаговременно не приобрел в киоске, то можно было нарваться на контролера в салоне или на выходе из транспорта, и тогда тебя ожидал штраф.

Однажды компостеры с одним лязгающим ухом заменили другими, по которым нужно было стучать ладонью или кулаком. И в каждом вдруг просыпалась молодецкая удаль. Эх, стукнем! Удароустойчивые компостеры ломались часто.

И тут кто-то вспомнил о кондукторах. С ними любой пассажир, не уверенный в своем желании платить, почувствовал себя под надежным присмотром. И расслабился. Ведь до него дойдут, проберутся сквозь любые пробки в салоне, потормошат за плечико, как родного, заглянут в глаза. А если он не откликнется на такую доброту, то услышит простой наводящий вопрос, в котором нет никакого пристрастия к нему лично: «У вас что, мужчина (женщина)?»

В наши дни эволюция обилечивания дошла до платежных карт – дебетовых банковских и транспортных. Но платить также неудобно. На входе в автобусы попадаешь в пробку. Водитель вынужден рулить и одновременно отслеживать поток пассажиров, отсчитывать сдачу, нажимать на кнопки терминала. Проезд с 2–5 копеек подорожал до 24–25 рублей, то есть примерно в 500 раз. А комфорт пассажиров остался на том же уровне. Как давились в салонах, прижимаясь всеми частями тела к чужой спине, так и давимся. Один плюс: уехать с остановки все-таки можно и намного быстрее, чем раньше. Но куда ехать? Куда торопиться? Едем ведь постоянно в прошлое, хотя иногда кажется, что вперед.

Воспоминаниям предавался Димитрий Соколов

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

Другие статьи Димитрия Соколова здесь.

#рязанские ведомости #рязань #новости #газета #фотовзгляд #фотоувеличение #ссср #жизнь в ссср