Друзья, сегодня открываем новую рубрику - в ней мы будем рассказывать истории и показывать картинки из прошлого районов Москвы.
А начнем мы с Текстильщиков. Что-что? Да-да. А почему бы и нет. Сами там в детстве катались на 650-м автобусе от метро и на 50-м троллейбусе до Люблинского рынка за апельсинами. Рынок снесли, а троллейбусы больше не ходят. Но как говорил один из персонажей комикса Алана Мура «Watchmen» , будущее с каждым днем всё темнее, а прошлое, даже местами покрытое грязью, с годами становится всё ярче. Так что для нас Текстили — это личное.
Как и многие районы Москвы, о которых мы тут расскажем, Текстильщики стали Москвой только в 1940-х годах (Рис.1 – карта 1938 года). А дату рождения района можно отнести, вероятно, к 1543 году, когда грамота Ивана Грозного упоминает деревню Грайвороново, отнесенную к вотчине Симоновского монастыря.
Название деревни происходит от древнерусского слова грайворон – грач, а ее история уходит корнями в XIII век, о чем свидетельствуют археологические находки (Рис.2 – на рыболовном грузиле написано «чур меня») на берегу реки Нищенка (бывш. Гравороновка), неполноводный приток Москвы-реки. Сейчас в эту реку, заключенную в коллектор, сливают остатки от талого снега, свезенного со всего района.
А вот в 15 веке, говорят, тут была стоянка золотоордынского хана Едигея, предка князей Юсуповых, который сжег часть Москвы, Ростов, Дмитров, Коломну и Рязань, очень расстроен был. В 18 веке здесь прощались с каторжниками, отправлявшимися в сибирские тюрьмы по Владимирскому тракту, а нищие собирали милостыню у горюющих родственников.
А что это мы только про реку? На территории Текстилей еще и болото было (рис. 3 – карта 1927 года) с красивым названием Сукино. Но не потому, что вы подумали, а по имени думного дворянина Ивана Грозного — Василия Сукина, кстати, основателя Тюмени!
Историки утверждают, что эта огромная территория, образованная поймой реки Москвы, в средние века использовалась для охоты и рыбной ловли. Ну а в конце 19 века название оказалось под стать – здесь устроили поля аэрации для московских сточных вод, а еще свозили весь городской мусор. Вот он-то и осушил речную заводь, и на мусоре построили сначала городские скотобойни – будущий Мясокомбинат им. Микояна, а восточнее – совхоз Текстильщики, где на знатно удобренной земле выращивали огурчики.
В 1930 году на деньги Генри Форда тут построили завод КИМ, прозванный «Детройтом на Сукином болоте», где выпускались натуральные американские Форды (рис.4 – Ford A). После войны здесь на основе трофейных Опелей сделали первые Москвичи, в 1980-е спроектировали первые в стране турбодизельные двигатели, а сейчас собирают … Renault Duster. Мда.
Зато бывший завод АЗЛК подарил городу целый спортивный кластер, который до сих пор тренирует будущих чемпионов: Дворец спорта с 50-метровым бассейном, Ледовый дворец, и, конечно, стадион, который реконструируется и, говорят, откроется в этом году (рис на обложке поста – новый стадион «Москвич»).
А вот на этой же картинке за стадионом притаился маленький невзрачный прудок с богатой историей. Это Садки. Сначала на берегу реки Коломенки здесь была деревенька Курсаково (в Смутное время разорена). А в 17 веке земля досталась Успенскому собору Московского Кремля, священники которого и выкопали тот самый прудок для разведения рыбы. Ее ловили и хранили в рыболовных садках.
Петр I у собора Садки изъял и вверил своему боярину князю Трубецкому. А тот передал по наследству внучке Екатерине Голицыной, жене того самого князя, которую в детстве звали Смарагда (Изумруд), и которая построила на пруду дом с мезонином (рис. 5 – Дом с мезонином), а еще – полотняную фабрику.
После смерти княжны имение подарили графу Орлову-Чесменскому, младший брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Тому самому графу, что выкрал из Италии Княжну Тараканову. Говорят, что знаменитую усадьбу ему строил сам Баженов (рис. 6 – Чесменская дача), а еще граф заказал постройку первого ипподрома и фабрику по производству сельскохозяйственных орудий, где на английских станках трудились англичане.
Далее часть имения Садков была выкуплена купцом чешского происхождения Музылем, который и построил шерстоотделочную фабрику с паровым двигателем (рис. 7 – Ткацкая фабрика). Предприятие производило и продавало ткани (внимание!) в Китай. От ткацкой фабрики район и получил свое нынешнее название.
В те времена — середина 19 века — территорию Текстильщиков занимали дачи с загородными поместьями зажиточных купцов, один журнал даже сравнивает район того времени с Лондонским Хайгейтом — одним из самых дорогих районов, застывшим в 18 веке.
Можно было бы помечтать о судьбе элитных Текстильщиков, если бы не случился 20 век и дачи не превратили бы в колхозы, а район не поглотила бы индустриализация. Но историю не перепишешь, место окончательно превратилось в промзону, в 1940-х тут открыли Московский жировой комбинат (рис. 8 — МЖК), подаривший нам маргариновые розочки на тортах и майонез провансаль.
90-е тоже ничего интересного району не принесли, кроме вот этого прекрасного магазина, который мечтал стать казино, но не смог (рис. 9 – «Корни – это важно»). Но это без шуток — произведение архитектуры. Эй, Гауди, видал?
А еще в 90-е у нас во дворе говорили: «Текстиля — страна чудес, зашел в подъезд и там исчез». Стоп. Или это про Выхино? Или про Люблино? Но про эти районы в следующих выпусках.
Оставайтесь на связи😉
Ну и хотим напомнить, что с помощью нашего мобильного приложения AR.mos жители и гости Москвы тоже могут увидеть на экране своих телефонов утраченные архитектурные объекты на их исторических местах в режиме «дополненной реальности». Для этого нужно скачать приложение AR.mos на свой смартфон на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.
Подробнее о том, как пользоваться приложением можно узнать здесь:
Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, мы будет продолжать рассказывать вам о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.
#armos #москвоведение #москва #moscow #история #городмечты #интересныеместа #московскиерайоны