На дворе прекрасный день для того, чтобы поговорить о предательствах, преступных приказах и подлостях рода человечества. Итак, вот вам картина, немного приукрашенная мною драматизма ради. Снежная буря, огромные сугробы. Через них спешит мужчина. Это, как я люблю говорить, не какой-то хрен с горы, а целый глава семейства. Пусть и небольшого, но по сути, части мощного клана Макдональдов. Однако, у него важное как звание, так и миссия. Успеть до определённого дня добраться в город, чтобы уведомить власти о принесении клятвы верности. Двигаться через все эти заносы довольно сложно. Ну а что вы хотите, конец декабря, горы Шотландии. Но речь идёт о дальнейшей судьбе всего семейства.
Теперь к деталям. 1688 год, Англия, Славная революция. Вильгельм Оранский побеждает и изгоняет из страны короля Якова II Стюарта. Тот скрывается во Франции. Но даже факт исхода монарха, не значит, что всё интересное закончилось. В стране у старого короля осталось довольно много союзников. Особенно сильны якобитские настроения были в высокогорной Шотландии. Стюарты были выходцами именно из этой части мира, так что горцы скандируют «Якова на царство!», пусть и втихаря на кухнях. Поэтому короне приходится держать войска в регионе на случай, если вдруг шотландцы решат вылезти с кухонь в поля. Естественно, это накладно и в середине 1691-го Вильгельм делает прямо-таки королевское предложение всем горцам. Те кланы, кто до конца года присягнут ему на верность, преследовать не будут. А вот всем остальным — атата! Вожди подумали, послали депешу королю Якова и попросили освободить их от старой клятвы верности. Мол, вы понимаете, ваше величество, но у нас тут назревает какая-то ерунда. Тот долго думал и в конце осени сказал — «а, делайте, чё хотите». Кланы и отправились присягать.
И вот тут появляется семья Макиэн из местечка Гленко. Именно их глава — Алистер пробирался через сугробы в начале истории. До него вести дошли поздно и на присягу оставался всего один день. Его цель — поселение под названием Хогманай. Однако, выяснилось, что у командующего местным гарнизоном нет полномочий принимать присягу. Это к более важным особам. Однако он с пониманием отнёсся к проблеме и написал письмо вышестоящему руководству о том, что желание было изъявлено в срок. Алистер отправился с этой бумагой в более продвинутый городок Инверари. Три дня он добирался туда, ещё столько же ждал аудиенции и наконец 6 января передал письмо и принёс присягу. Местный шериф уведомил, что присяга принесена вовремя, что клану не грозят никакие преследования и Алистер Макиэн вернулся в полной уверенности, что всё будет хорошо. Но, как вы понимаете, это было не так.
Просто кое-кому понадобилась «маленькая победоносная война», точнее «показательный пример». Этим кем-то был... внезапно Джон Далримпл. И этот человек по уровню инфернальности на долгие века превратился в шотландского Гитлера. Его власть в стране была практически безграничной. Ведь пока король Вильгельм у себя в Лондоне зарождал предпосылки индустриальной революции, к горцам он особо не заглядывал. Все данные он получал исключительно из папочек, которые присылал ему... да-да, тот самый Далримпл. И пусть, там творилась всякая странная фигня, но до короля информация тупо не доходила. И вот, Далримпл собрался раз и навсегда решить «якобитский вопрос». Показать, кто здесь крепкий хозяйственник и железная рука. Поэтому, когда из Инверари ему приходят документы о том, что семейство Макиэн присягнуло на верность королю, он предпочёл «не заметить» объяснительное письмо. Его взгляд упал на дату, которая была на шесть дней позже срока, установленного королём. А ведь это против приказа короля. Поэтому он задумал небольшую силовую акцию, при этом тщательно размазал ответственность за свой будущий поступок по коллегам, начав вовлекать в этот заговор различных чиновников. Типа Томасом Ливингстона — командующего английскими войсками в Шотландии. Заодно прикрыл себе тылы уточнением у короля — что делать с непокорными кланами.
В результате в феврале два пехотных полка — 120 человек отправляются в Гленко. Командует ими капитан Роберт Кэмпбелл. Этот выбор неслучаен. Во-первых, капитан — человек крайне сомнительных моральных устоев. Пьяница, азартный игрок и любитель рассматривать свой офицерский чин, с позиции «дали пистолет и крутись как можешь». В частности, его солдаты чаще других использовали право на «военные трофеи» (читай мародёрство). У него было множество долгов, как от азартных игр, так и от попыток вернуть деньги с помощью инвестиций. А, во-вторых, он был Кэмпбеллом. То есть природным врагом Макдональдсов. В качестве дополнительного нагнетания использовался тот факт, что земли Роберта, после Славной революции были разграблены семейством Макдоннелов из Глендарри, совместно с.... семейством Макиэн из Гленко (как вы понимаете — оба из клана Макдональдов). Правда в своем раннем ходатайстве капитан указывал, что обвиняет в этом лишь Макдоннелов, но это предпочли не заметить. Ведь все завертелось.
Ну, точнее, вначале ничего не заворачивалось. Солдаты вошли в Гленко без какого-то определённого приказа. Их встретили по законам горского гостеприимства (из разряда: даже если к тебе пришёл человек с чужой головой под мышкой, прими его как гостя, и не задавай вопросы, может, голова этого заслужила). Устроили праздничный ужин и определили на постой по домам. Две недели солдаты тусовались в деревушке с местными и неплохо проводили время. А 12 февраля Роберт с курьером получает приказ — не щадить никого моложе 70 лет, сделать так, чтобы ни один Макдональд из Гленко не ушёл. В этом же послании недвусмысленно указывается, что если Роберт не выполнит приказ, то... В общем, курьер имел полное право, дарованное короной, наказать не исполнившего приказ офицера. Короче, в пять утра 13 февраля войска начинают операцию. Двое офицеров отказываются участвовать в этом злодеянии и демонстративно ломают свои шпаги. Несколько солдат предупреждают некоторых жителей, чтобы те смогли убежать. В общем-то, подобное им грозит смертной казнью, но для военных это вопрос чести. Тем, не менее большинство солдат выполняют приказ. Один из офицеров заходит к Алистеру, якобы для прощания перед отбытием, после чего внезапно стреляет ему в спину. По этому сигналу начинается бойня. Солдаты врываются в дома, убивают мужчин, насилуют женщин, грабят и поджигают. В результате резни погибает 38 жителей. Кстати, указанием не трогать детей и стариков, тоже особо никто не заморачивался. Часть жителей спасается бегством. Однако, в горах метель и в ней замерзают ещё 40 человек. Роберт рапортует Далримплу о том, что его приказ выполнен. Но...
Узнав о случившемся вероломстве, Шотландия возмутилась. Нет, битвы между кланами и внезапные атаки на противников — это для горцев было нормально. Все так делали. Всех «людей чести» возмутило совершенно другое. Вспомним Данте. Предатели в этой модели Ада обитают исключительно в последнем круге. Это финал, дно и дальше падать уже некуда. Законы гостеприимства — святы в горах. Их нарушители — нелюди. И вот эти два пехотных отряда стали именно такими. Они напали на безоружных, предали тех, кто им доверился, убили детей и стариков. Участникам этой операции места в Шотландии уже просто не было. Пехотинцев отправили во Францию, но слухи вскоре добрались и туда. Поэтому солдатам пришлось отправляться ещё дальше. Куда-то в район Панамского канала, где как раз назревала небольшая Английская авантюра. В общем, все они там и слились в результате болезней и непривычных для европейцев условий. Что до Далримпла...
Да, когда о происходящем узнали в Англии, все были возмущены по той же самой причине. Вначале этому просто не поверили. Никто из подданных короны, по мнению аристократов, не был способен пойти на такую низость. Но всё указывало на истинность этих слов. Репутация герцога Оранского на фоне резни значительно пошатнулась. Настолько, что будь Яков порасторопнее, мог бы попытаться забрать себе власть, ведь поддержка его соперника была низка как никогда. Далрипмл на фоне этого развернул целую пропагандистскую компанию по восстановлению собственного имени и заодно репутации короля. Он старательно утверждал, что всё дело только в том, что Кэмпбеллы всегда воевали с Остазией... в смысле Макдональдсами. И всё произошедшее — не более чем пиковая точка разборок двух кланов. Мол Роберт Кэмпбелл решил отомстить за разграбление собственных земель и слишком переусердствовал. Но королю надо было спасать свой имидж. Поэтому Далримпла объявили крайним, отстранили от кормушки и отправили в отставку. Правда сделали это исключительно показательно, ведь через некоторое время вернуться в верха, уже при другом правителе. Через 4 года, под натиском общественности было инициировано расследование. Офицеров и солдат, отказавшихся от выполнения приказов, признали невиновными. Остаткам семейства Макиэнов разрешили вернуться в Гленко и согласились с их присягой. При этом, в рассмотрение не принимался тот факт, что Гленко и до разграбления и сожжения был не слишком приятным местом, а уж после резни, так и вообще жить там было не очень приятно. Да, жизнь справедлива только в сказках.
Однако, в историю это событие всё равно вошло. Гленко с тех пор называют Долиной слёз. И именно после этого в верхах начались дискуссии о том, имеют ли право солдаты исполнять приказы, понимая, что они противоречат человеческим и государственным законам (спойлер: нет). Эту резню, Джордж Рэймонд Ричард Мартин назвал одним из событий, которые легли в основу его знаменитой Красной Свадьбы в «Мире Льда и Пламени». Ну и о силе пропаганды. Многие в Шотландии на бытовом уровне до сих пор верят в то, что это именно Кэмпбеллы виноваты в резне. Поэтому во многих городах до сих пор можно встретить вот такие вот надписи как на табличке выше. Тогда же появилась поговорка: «Спроси у горца о Кэмпбеллах, и он перед ответом сплюнет».
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.