Найти в Дзене
Kinoryba

Jethro Tull – Aqualung (1971)


Ни одного нет меломана «из наших», в коллекции которого не стояла бы на полке эта пластинка – в том или ином виде. Это одна из икон рок-музыки – такая же, как Revolver The Beatles или первый альбом King Crimson. Написано об "Акваланге" не меньше, чем об альбомах Битлз и разобран он до косточек множество раз, вряд ли я смогу сказать еще что-то новое. Разве что передать собственные ощущения после сорока с лишним лет прослушивания этой записи. Aqualung – последний рок-альбом Jethro Tull. Он по-настоящему роковый, здесь группа достигла пика того, что называется «рок» - вступление – сразу – в лоб – с тяжеленного гитарного риффа, повторяющегося, затягивающего и пришибающего. Не оставляющего сомнений, что играет Настоящая Рок-Группа – со всеми прилагающимися – и все это будет в изобилии, но песня меняет размер и настроение, акустический гитарный чес, быстрый темп, простая аккордовая последовательность и запоминающаяся, яркая мелодия – заглавная песня – это уже то, ради чего стоит покупать пластинку. Она обещает все сразу – и красоту фолковой гитары, и тяжелый рок, и мелодизм и разнообразие, но, в первую очередь – бескомпромиссный, взрослый рок. Это не виньеточки и крючочки Stand Up и не психеделическая трясина Benefit – это знамя тяжелого рока 71-го года. И Мартин Барр подтверждает это в финале песни – тем же тяжеленным риффом. Общество лживо, мелко и пошло – и Андерсон врезается в него, кромсая на части бытовую рутину и ханжество - песня за песней он выворачивает наизнанку все привычные представления и шаблоны. Андресон – глубочайший лирик, тонкий композитор, но, вместе с тем он – такая ехидная язва, каких еще поискать. Тревожное, мрачно-трагическое начало Cross-Eyed Mary разрешается такими же тяжелыми гитарными аккордам, как и в начале пластинки. Песню никак не облегчают ни флейта, ни фортепиано – «смесь фолка и хард-рока», как пишут критики – это никакая не смесь. Это просто тяжелый рок с вкраплениями акустической гитары и флейты - а флейтовое соло в этой песне делает ее еще тяжелее, саркастичнее и мрачнее. Акустическая гитара в грустном Cheap Day Return и сказочной Mother Goose- лишь короткий перерыв между раскатами грома, которые уже слышны за горизонтом – до конца пластинки еще далеко. И электричество Барра тут как тут – тяжелые, мощные интервалы прорываются в тончайшую паутину акустических гитар и ставят все на свои места – рок продолжается. Оркестровка в акустической Wond’ring Aloud – возможно, лучший образец сотрудничества рок-группы и симфонического оркестра – он совершенно естественно вписывается в фолковую ткань песни и неожиданно утяжеляет ее, оркестр здесь – еще один рок-н-ролльный инструмент, играющий медленное, тревожное сопровождение. Up To Me – тоже, вроде бы, акустический номер, но Андерсон так выстраивает ее и так поет, что акустическая гитара и флейта бухают вместе как паровой молот – такого никто не ждал, но, вот, пожалуйста. My God - мрачный реквием, начинающийся с акустики и фортепиано – красивых, как разрушенная старая церковь – и – опять гром и молнии ударных с басом и гитары Барра, стоп! – взрыв флейты Андерсона, еще удар и снова флейта и – хорал – и снова ревущая гитара, сминающая пластмассовое распятие и поющая безысходность официальной религии. Hymn 43 – уже чистый рок-номер, уже не реквием, а вызов всем религиям, всей лжи и лицемерию – песня, построенная на гитарном риффе, расцвеченная фортепианными пассажами и страшно вбивающими доли барабанами. Вдох – выдох – Slipstream – снова прекрасная оркестровка с акустической гитарой поющей о том, что ничего хорошего дальше не светит и – сквозь мусор и ложь этого мира – Locomotive Breath – тормоза сорваны, только вперед – так уж, как есть – и пусть, будь, что будет. Классическая песня, классический, максимально простой рифф, истеричная флейта, машина ритм-секции, поршни ходят взад-вперед, колеса крутятся, а мимо мелькает все, что ты успел увидеть за свои 20-30-50-70 лет – и ничего нового больше никогда не увидишь. И, наконец – «Я не верю вам!» - смысл всего альбома, Wind-up, свет надежды и выбранный путь – не верю! Катитесь к черту. Этот альбом – суть рок-музыки, суть настоящего искусства, протестующего против пошлости и вырывающегося за рамки неведомом кем установленных древних ханжеских правил. И – это последний рок-альбом Jethro Tull. Дальше группа будет жить в другом стиле – в стиле, собственно, "Jethro Tull". Aqualang – грандиозное прощание с рок-н-роллом. Андерсон однажды сказал – «Мне неинтересно слушать ту музыку, которую я сам могу сыграть». И здесь – он уже сыграл весь рок-н-ролл и отправился дальше.