Найти в Дзене
Kinoryba

The Moody Blues – In Search Of The Lost Chord (1968)


После развеселого бита и эпохальной записи с симфоническим оркестром которая понравилась критикам и слушателям – время было такое, рок-группа с оркестром казалась еще чем-то необычным и свежим – The Moody Blues занялись, наконец, настоящим делом. Что каcается их предыдущего альбома – Days Of Future Passed – он, повторюсь, пользовался успехом и даже принес группе бессмертный сингл, который продюсеры до сих пор вставляют в саундтрэки голливудских картин – Nights In White Satin. Песня же сама по себе простенькая и достаточно банальная, но задумчивая и псевдосерьезная, про любовь, конечно и с очень простецкой мелодией – то, что нужно для медленных танцев и страданий «брошенок» и брошенных. Именно такие песни и становятся шедеврами у массовой аудитории на все времена и артисты поют их на протяжении десятилетий сжав зубы от скуки. Грандиозная оркестровка Days Of Future Passed тоже привлекла внимание, но была уж слишком грандиозной и по музыкальным темам весьма странной, уводящей куда-то уж совсем в сторону - и, вообще, не слишком соответствовала звучанию группы. Кроме того, это такая возня и так дорого, что следующий альбом в том же составе представлялся маловозможным. In Search Of The Lost Chord – совершенно другая история и именно его можно расценивать как первый настоящий альбом настоящей группы в обновленном составе и в стиле, которого The Moody Blues будут придерживаться очень долго – конечно, с модификациями и развитием – как технологически, так и композиторски. При этом альбом условно переходный – The Moody Blues еще тяготеют к британскому биг-биту и не окончательно погрузились в квазисимфонические полотна следующих альбомов – очень хорошие и красивые, но уже не «бритпоповые», а чисто «прогрессивные». Альбом – классика британской психеделии 1968 года – и один из лучших альбомов этого направления. Точно так же, как The Beatles и The Rolling Stones, группа расширила инструментарий ситаром, таблами, меллотроном, арфой, виолончелью, тимпанами, саксофоном – флейты Рэя Томаса и так были в наличии – и записала один из выдающихся альбомов второй половины 60-х. В отличие от большинства психеделических записей тех лет, у The Moody Blues в этом альбоме – как и во всех последующих – акцент сделан не на массу таинственных звуков и расцвечивание фактуры, а на многоголосье и основные мелодии, до которых MB великие мастера. Хотя, звуков и красок в альбоме, конечно, предостаточно. Группа пустилась в путешествие по неизведанным еще далям – и даже в кредитах на обложке состав не просто обозначен, а заявлен, как «участники экспедиции» - и все участники – авторы песен. Две песни написал ударник, три бас-гитарист, две – флейтист, две – клавишник и три – гитарист. При этом, все песни представляют собой не то, чтобы единое целое, а выдержаны в одном ключе – это творчество группы, монолитной команды, члены которой идеально взаимодействуют и никто не тянет одеяло на себя. «Это самый крохотный симфонический оркестр в мире» - написал в аннотации к альбому Тони Кларк, продюсер записи. И вправду сказать – звук здесь – симфонический, без выпячиваний необязательных соло на гитаре, проигрышей «просто так», потому что после второго куплета должен быть проигрыш – то есть, без обычных для любой группы построений. Это рок шестидесятых записанный как симфоническое произведение. Хотя и битовое, вполне рок-н-ролльное, однако, такое монолитное, как ни у одной другой группы. Арфа начинает путешествие, подхватывает меллотрон - Departure – и в путь. Напор и ясная мелодия в Ride My See-Saw c рок-н-ролльными гитарными фразами и с такой стеной звука, которая впору, действительно, хорошему оркестру. И вокальная мелодия, спетая в три голоса уже здесь, в самом начале – интереснее, чем незабвенный хит про ночи в атласе. Повествовательная, с подкладками меллотрона, далекими голосами, прямым битом в первую долю, но такая же пространственная, воздушная Dr.Livingstone, I Presume c мощным финалом, переходит в таинственную, мистическую House Of Four Doors – за одной из скрипучих дверей – флейта пастуха, за другой – средневековый клавесин, за третьей – оркестровая яма с огромным оркестром, за последней – неизвестность. Legend Of A Mind – психеделический трип с ложащимся на ухо рефреном о Тимоти Лири. И опять – многоголосье, растворяющееся эхом, меллотрон, флейта, пространство и глубина, и которой выплывает почти тяжелый, роковый финал. Тайна четвертой двери – с виолончелью, меллотроном, хором, четкой ритм-секцией – так и не раскрыта. Вторая сторона диска – нежная, как и положено ангельскому пению Voices In The Sky с флейтовыми виньетками, постепенно набирающая силу и сменяющаяся роковым, похожим на эксперименты Сида Барретта номером Best Way To Travel. Группа все глубже погружается в психеделичеcкие поиски – Visions Of Paradise с ситаром, совсем уже космический The Actor и улетевший в Индию Om. Следующие альбомы – примерно до конца 80-х – один другого лучше. Но этот – прекрасное начало путешествия по замечательным мелодиям – и если кто-то из поклонников группы решит поставить им памятник в своем дворе, то на нем должны быть выбиты слова – «Абсолютная музыкальность».