Найти тему

Почему иконопись так отличается от живописи?

Оглавление

Одно из направлений художественного искусства – иконопись. При этом такие работы можно легко отличить от обычной живописи. Некоторые известные мастера писали в обеих техниках, но четко понимали разницу между написанием иконы и картины. Например, известный русский художник Владимир Боровиковский знаком нам не только как портретист, но и как иконописец. Но почему же его работы такие разные?

Портрет. Худ. И. В. Бугаевского-Благодарного (1825)
Портрет. Худ. И. В. Бугаевского-Благодарного (1825)

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

По религиозным учениям на иконах изображаются три ипостаси Бога, Дева Мария, ангелы, святые, а также священные события. При этом изображение должно максимально соответствовать действительности, сущности, но не внешней, а внутренней. Художник не имеет права высказывать свою точку зрения и видение Бога в иконе. Он должен запечатлеть духовную истину. А познать ее простой человек не способен. Поэтому и были придуманы каноны.

Каноничность

Церковью были строго ограничены все действия художников. Для этого изначально создавались прориси – контурные кальки с основными изображениями. Это были композиционные схемы изображений. Без них мастер не имел права приступать к иконописи.

Пример прориси
Пример прориси

Были определены несколько сюжетов, за рамки которых художник также не имел права выходить.

С одной стороны каноны не давали мастерам права самореализоваться, творчески пропустить видение через себя. С другой – они стали возможностью на протяжении долгих веков отрабатывать техники и приемы, тщательно прорабатывать детали, а также приучали зрителя, в основном верующего человека, к правильности понимания смысла произведения. 

Символика

Важную роль в иконах играет символика. Например, известно более 300 сюжетов с Богоматерью, но практически все они сводятся к нескольким видам. В зависимости от того, изображена она одна или с ребенком, как сложены ее руки, выделено несколько схем написания данной иконы.

Богоматерь Оранта (Знамение) - изображение до пояса, с поднятыми руками, ладони обращены к зрителю. Богоматерь Одигитрия – изображение с младенцем на руках, его пальцы сложены в благословляющем жесте. Умиление – если же младенец прикасается щекой к щеке матери.

Оранта. Изображение Богоматери, представляющее Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы
Оранта. Изображение Богоматери, представляющее Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы

Точно также строго разграничены и изображения Иисуса. Как должны быть сложены его руки, в какой одежде он изображен, как он сидит – все это заранее предусмотрела и предписала церковь.

Распространялись такие обязательства и на святых. Иоанн Златоуст должен быть русым, с короткой бородой. Василий Великий – с темным волосом, треугольной заостренной бородкой.

Изображение Василия Великого
Изображение Василия Великого

Рисунок только на доске

Иконы изначально разрешено писать строго на досках. В Византии использовали кипарисную древесину, на Руси – липу и сосну. Это дешевые материалы, которые могли позволить себе любые церкви. Сначала доску покрывали левкасом – специальным белым меловым грунтом. Затем рисовали схему по выданной прориси. Наносили рисунок в цвете и сверху покрывали работу олифой.

Олифа

Это специальное масло, которое как мазь покрывало рисунок, защищая ее на долгое время от влаги и порчи, словно лак. Но в древние времена мастера и не догадывались о том, что у олифы есть одно неприятное свойство – со временем оно темнеет. Выясняется это только спустя 100-150 лет. Яркие краски становятся черными, рисунок пропадает. Но и тут олифа стала просто кладезем для тех, кто изучал древнюю иконопись. Дело в том, что от таких досок избавлялись очень просто – либо отправляли по реке ликом вверх, либо рисовали на них новые иконы. И таким образом до нас дошли многие древнейшие вещи, которые прекрасно сохранились под новым слоем. Такие доски стали кладезем для реставраторов.

Стадии написания иконы
Стадии написания иконы

Цвета

Строго контролировались и цвета, которыми можно было писать иконы. Запрещены полутона, плавные переходы, тени и полутени, каждый цвет должен быть четким и понятным. Каждая часть рисунка закрашивалась локально, причем каждый цвет можно было писать только определенными красками, и означал он конкретные вещи.

Белый цвет – светлость и духовная чистота. Красный – пламенность, знак императорского сана, кровь мучеников, писался только киноварью. Желтый означал златовидность, писался охрой. Зеленый – это юность и бодрость. Однако основными цветами считались белый и красный.

При этом каждый герой должен быть изображен только с помощью тех цветов, которые разрешены. Одежды Богоматери должны быть синими, покрывало красным или лиловым. Рубаха Христа только красной или вишневой, а плащ синим. Или он должен быть полностью облачен в белое.

Евангелист Лука - первый иконописец Богоматери
Евангелист Лука - первый иконописец Богоматери

Пространство

Иконы не стремились изобразить реализм жизни. Наоборот, они подчеркивали расстояние между простыми людьми и божественным началом. Здесь нет глубокой объемности и пространства, ведь простым людям не дано понять, как устроен мир «там». Икона должна подчеркнуть, что между реальным и небесным миром огромная пропасть. При этом пространство на картине подчеркивается лишь светом и цветом – обычно задним желтым фоном, что как бы приближало изображение к человеку.

При этом многие до сих пор ошибочно считают иконы чем-то примитивным и простым. А иконописцев – лишь ремесленниками, которые перерисовывают одно и то же несколько раз. Но писать их намного сложнее, чем полотна. Поэтому иконописцы это обычно отдельные художники, которые годами шли к правильному понимаю, выработке техники иконы. Назвать их примитивистами никак нельзя – ведь многие работы художников узнаваемы сразу, и можно понять, из какой страны к нам пришла икона и в какое время она была написана. Хотя все схемы были одинаковыми, некоторые изображения становятся знаменитыми, а другие не заставляют остановиться перед ними даже на секунду. При этом имен художников-иконописцев мы знаем не так много – это была политика церкви, считать мастера не творцом, и лишь исполнителем задуманного волей Бога.

Считаете ли вы иконописцев профессиональными художниками? Пишите в комментариях!

____________________________________________________________________________________

Смотрите также:

____________________________________________________________________________________

Страничка на «Меценате» — месте, где поддерживают творческих людей

____________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊