7-8 июня прошёл ОГЭ по русскому языку. Кто из учеников осознанно готовился к нему 1 и 2 года с репетитором или учителем, тот мог вполне справиться со всеми частями экзаменационной работы.
Однако опрос ребят, сдававших экзамен, показал, что даже хорошо подготовленные ученики столкнулись со сложностями:
1) одной ученице 2-е задание теста, посвящённое синтаксическому анализу предложений в тексте, показалось сложнее, чем в решаемых во время подготовки вариантах, текст для сочинения тоже вызвал затруднения;
2) второй ученик засомневался в 4-м задании о замене словосочетаний одного вида на другой, хотя как раз оно всегда считалось ребятами самым лëгким, а прослушивание текста изложения осложнил быстрый темп чтения диктора;
3) третья учащаяся затруднялась в выборе правильных ответов в 5-м задании, содержащим орфографический анализ.
Разберёмся в каждом случае. Ученики разные, варианты тоже, поэтому и анализ будет индивидуальным.
Действительно, 2-е задание теста считается одним из трудных. Чтобы решить его правильно, нужно уметь давать характеристику предложения, то есть уверенно определять тип предложения по цели высказывания, по интонации, по количеству основ, по составу, по наличию второстепенных членов, по полноте высказывания, смотреть, какими конструкциями осложнено и т.д. Ученица всё это превосходно умела делать.
Почему же на экзамене возникли сомнения? Мой опыт подсказывает, что ученики, показывающие стабильно высокие результаты уровня оценки "5", становятся слишком самоуверенными и прекращают заниматься с наставником в оставшийся перед экзаменом месяц. Поскольку задание 2 предполагает знание учеником материала за 8-9-й класс, его надо постоянно повторять. Бывает, что из теста в тест в задании содержатся одинаковые формулировки. Материал по ним закрепляется. А материал по редким тематическим формулировкам забывается, вот их-то и нужно ещё раз вспоминать. Репетитор контролирует забываемые учеником темы, напоминает их и, если нужно, подбирает упражнения, чтобы закрепить в памяти.
Задание 4 достаточно простое. Ученики хорошо в нём ориентируются, особенно легко им даётся изменение словосочетаний, построенных по типу связи согласование, на управление и наоборот. А вот с примыканием возникают проблемы: например, изменить словосочетание с согласованием "утренняя пробежка" на примыкание. Всё помнят, что зависимое слово в примыкании должно быть наречием, поэтому чаще подбирают слова по типу "высоко"-"далеко". Но наречия могут образовываться от других частей речи (в русском языке возможен переход одной части речи в другую), как в нашем случае. Изменим словосочетание и получим: пробежка (когда?) утром или с утра. И тот, и другой ответ будет правильным. Такие формулировки встречаются нечасто, поэтому ученики их забывают.
5-е задание теста - лидер по сложности. Набрать балл по нему - удача. Нужно знать все правила написания слов, можно сказать, с 1 по 7 класс. Представляете, какой объëм!!! Здесь мало "зубрить", надо хорошо разбираться в частях речи, в частях слова (морфемах), в звуках, сопоставлять формулировку с грамматическими признаками данного слова. Надо быть абсолютом, чтобы не ошибиться. Если бы ученица стала заниматься со мной раньше, а не за полгода до экзамена, она была бы более уверена в выборе ответов.
Теперь о текстах. Хочется сказать, что они тоже удача. На экзамене ставят для прослушивания текста для изложения записи, начитанные актёром или диктором. Иногда чтец делает долгие паузы, подсказывающие ученикам конец одной микротемы и начало другой. Так ребята не ошибаются в делении прослушанного текста на абзацы. Это тоже важно. Ведь, если неправильно разделить текст на абзацы, можно потерять балл. Бывает, темп чтения актёра слишком быстрый, оттого ученик не слышит намёка на то, что начинается новая микротема. Большая часть учеников уже при первом чтении начинают записывать опорные слова текста, поэтому упускают не только его тему и основную мысль, но и микротемы, их смысловую связь и последовательность.Экзаменационное изложение - сжатое, а не подробное. Здесь не нужно писать слово в слово, главное - передать суть, основную мысль. А это можно делать и своими словами.
Тексты для сочинений в ОГЭ в основном художественные, лёгкие для понимания. Сложность вызывают темы, предлагаемые в письменной части 9.3, например: что такое внутренний мир? Это душа, чувства, мысли, характер. Это то, что иногда не видно окружающим, то, что мы прячем от внешнего мира, но иногда позволяем себе это показать другим через дела и поступки. Конечно же, определение нужно связывать с содержанием текста. Просто нужно успокоиться и поразмышлять, писать так, как считаешь. Не нужно стесняться своего мнения. Моё определение такое, у кого-то другое. Главное - понятно его сформулировать и доказать.
Итак, причины возникновения трудностей у девятиклассников при прохождении ОГЭ могут быть из-за:
1) преждевременного прекращения занятий с репетитором за несколько недель до экзамена;
2) забывчивости учеником некоторых, редко встречающихся тем;
3) позднего обращения к специалисту охватить весь материал за 9 лет обучения в школе;
4) неумения сосредоточиться на своих мыслях и выразить их правильно на письме;
5) записи опорных слов во время прослушивания текста изложения сразу, без осмысливания содержания текста, его сути.