Найти тему
Андрей Сталк

Мгновения жизни

"Мгновения жизни, 2007, США"
"Мгновения жизни, 2007, США"

Твист тугей

Есть целая категория фильмов, заточенная на финальный твист. Если это понятие сузить до границ Бабы Яги, то есть для реверса между мирами живых и мертвых, то и здесь за десятилетия снято множество интересных картин. У всех на слуху «Другие», «Лестница Йакова», «Шестое чувство». И, как положено, за примами идет кордебалет – ленты, которые смотрели по разным причинам куда меньшее количество. «Мгновения жизни» (2007) американского украинского еврея Вадима Перельмана идеально вписывается в эти нехитрые рамки.

Студентка колледжа Диана идёт по жизни, не особо напрягаясь. Правда, её подружка Морин иногда совестит товарку своим целомудренным отношением к ключевым изгибам девичьих проблем. А потом среди одноклассников находится психопат с автоматом, что даёт пару минут на выбор, кому жить, а кому умереть. Буридан, блин. И полтора часа идут флэшбеки – то девчонки купаются в бассейне, то мама получает нагоняй за школьное поведение дочурки-егозы, то преподаватель биологии получает очередь в бок, то за поворотом показывается пасторальное кладбище нерожденных детей. И, вообще, что такое совесть. Короче, ненавязчиво подталкивается зритель к проблеме, на которой построен, например, «Остров» Павла Лунгина, снятый где-то в то же время. Но зритель не любит в кинотеатре париться философскими вопросами. А твисты любит. Поэтому фильм туда и завернул.

Но, на удивление, встретил весьма холодный приём. Критики его зашкварили на оценку в пределах 4 из 10, зрители подтянули до 6, но в кинотеатры не пошли, сделав проект с минимальным бюджетом в районе 10 миллионов крайне убыточным. Что не только малость неожиданно, но и чуток несправедливо. Уж, по крайней мере, по моиму персональному и массово кинопоисковому мнению, картина ничуть не хуже оскароносного лауреата «Лунный свет» с проблемами черного голубого. Ну правда же. Звезда присутствует. Ума Турман, конечно, не бог знает, какая лицедейка, но с нехитрыми задачами персонажа справилась. На подыгрыше нормальные голливудские актеры, даже не стали омолаживать Уму, взяв для её персонажа 15-летней давности похожую артистку помоложе. Вера Алентова и Ирина Муравьева снисходительно улыбнулись.

И оператор качественный («Пианист», «Рэй»), и композитор профессиональный («Титаник», «Храброе сердце»). Особых чудес здесь не демонстрировали, но и не раздражали, всё по теме. По сути, уровень предыдущей работы Перельмана «Дом из песка и тумана» (которую, кстати, тоже особо долларом не поддержали). И подумать есть над чем, но и мозголомки а-ля Дэвид Линч и близко нет. Что не так? Сюжет, говорят, предсказуемый! Да ладно, Шерлоки вы утомленные, это в «Титанике» все предсказуемо, а тут два равновероятных варианта. Ума Турман не торт! Ага, разные Джорджи Клуни в бесконечных миллиардных блокбастерах просто вершина драматического искусства. Фильм затянут! Клиповое мышление не позволяет высидеть полтора часа без каждоминутных стрелялок, мордобоя или сисек-писек. Нереальность! Хорошая претензия к кино, а остальные ленты, наверное, документально подтверждаются каждым заверенным скриншотом. Что ещё?

«Остров проклятых», разумеется, твист более высокого класса. Во всех компонентах. Но за 10 миллионов бюджета, откровенно говоря, Скорсезе бы ни диКаприо не пригласил, ни натуру бы не обеспечил. Обыкновенная проза. И смотреть «Мгновения жизни» («Вся жизнь перед глазами», что точнее) вовсе не обязательно. Но и высоколобо относить, будучи критиком, ленту к категории Г. Закрыли карьеру Перельману, что теперь эпизоды к «Елкам 5» снимает. И что, уровень американского кино вырос? Впрочем, это их проблемы, нам бы со своими хоть каплю разобраться.

#Перельман #Твист в кино #Ума Турман #мир живых #мир мертвых