План занятия:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Повторение изученных животных Африки через работу с пазлами половинками. Отработка слова "Это".
3. Знакомство со второй группой животных Африки ( бегемот, носорог, крокодил, леопард, обезьяна) с использованием карточек Домана и фигурок животных. Введение слова "Мне"
4. Игра на развитие мелкой моторики- сортировка пуговиц "Африка" с использованием комодика Монтессори. Введение глаголов: бери, клади.
5. Чтение сказки "Чебурашка" ( "Домик дружбы")
Развитие звукоподражательной деятельности.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика ( проводится с использованием знакомого шаблона "Бегемот")
2. Повторение изученных животных Африки через работу с пазлами половинками. Отработка слова "Это". Перед ребенком кладем лицевую часть животного, а хвостик с туловищем даем возможность определить самому. Сначала спрашиваем: "Кто это?" И ждем ответ. Если не удается ответить, используя известные звуки или первый слог из названия животного, то оказываем помощь. Хвостики должны все лежать перед малышом в один ряд ( 5 штук). Отрабатываем слово "Это" с одновременной работой указательного пальца ( указательный жест). Спрашиваем у ребенка: " Кто это? Это слон. Кто это? Это жираф. Кто это? Это тигр" и т.д.
3. Знакомство со второй группой животных Африки ( бегемот, носорог, крокодил, леопард, обезьяна) с использованием карточек Домана и фигурок животных + введение слова "Мне". Переходим на ковер, по возможности, раскладываем карточки с животными, перевернув лицевой стороной вниз, чтобы была интрига. Фигурки держим у себя. Сперва просим ребенка перевернуть 1 карточку, затем проговариваем: "Это бегемот. Он большой или маленький? Бо бо бо, большой". Ждем , чтобы ребенок повторил "Бо бо бо", далее показываем фигурку и говорим "Это бегемот. Кому дать бегемота? Мне мне мне". Когда ребенок постарался произнести местоимение, отдаем в руки. И так играем с каждым видом животного. Производим попытку получить первые фразы: это+ первый слог из названия животного, а также дай мне.
4. Игра на развитие мелкой моторики- сортировка пуговиц "Африка" с использованием комодика Монтессори. Введение глаголов: бери, клади. Понадобится деревянный комодик-сортер, а также различные 4 вида пуговиц с изображением животных Африки. Задача разложить все пуговицы на свои места, при этом проговаривать глаголы, способствуя их запоминанию "Бери, клади". Так же можно задать вопрос со словом "Это куда?" и помочь с ответом "Это сюда". Ребенок выполняет задание и благодаря многократному повторению фраз, пробует сам воспроизвести эти слова.
5. Чтение сказки "Чебурашка" ( "Домик дружбы")
Развитие звукоподражательной деятельности. Знакомим ребенка с сюжетом сказки через книгу-пазл или книгу-панорамку, они позволяют удержать внимание ребенка и способствуют приучению ребенка быть усидчивым во время занятия. Акцент делаем на героях, живущих в Африке, с которыми ребенок успел познакомиться: Крокодил ( Гена), Лев ( Чандр), Обезьянка ( Мария Францевна) и Жираф ( Анюта).
- Знакомство героев дома у Гены. Стук в дверь сопровождаем звуком "Тук тук тук".
- Строительство дома сопровождаем звуками: зззз пила, та та та молоток, чик чик отвертка. ( дополняем рассказ звукоподражаниями, чтобы ребенок принимал активное участие в слушании)
Итог занятия:
- Введение в речь указательного местоимения "Это"
- Закрепление звукоподражаний: тук тук, бо бо ( величина), ма ма ( величина)
- Введение в речь местоимения "Мне"
- Попытка произнести первую фразу, состоящую из коротких слов: дай мне, это сюда.
- Работа с глаголами "Бери, клади" ( формирование пассивного словарного запаса и постепенное введение их в активную речь)