Ведьмы фигурируют в сказаниях, сказках, мифах, в их символическом значении, которое никак не связано со страшными гонениями на ведьм в Европе в эпоху средневековья. У многочисленных экзотических народов существует вера в ведьм и убеждение в демоничности определенных женщин, которых считали способными к людоедству, волшебству, убийству, превращению мужчин в импотентов.
В символике ведьмы как носительницы добра и зла выявляются две стороны. Первая - это языческие жрицы; возможно, они ведали тайнами поклонения Богине-Матери, силам природы. Это нашло свое отражение в языческой мифологической картине мира. Термин «язычество» в данном случае употребляется для разграничения с христианской моделью мира, дохристианскими и нехристианскими верованиями. Вторая - демонизация данного ремесла в Средние века в связи с определенными историческими причинами и создание определенной мифологической модели мира в Средневековье, где ведьма играла строго определенную, заданную ей роль носительницы негативных образцов и смыслов человеческого поведения.
Ведьма – языческая жрица, в основном женщина. Считалось, что ей, владеющей магической силой плодородия, подвластны многие природные силы, она является еще и хранительницей очага дома, то есть выполняет стабилизирующие функции социума. Именно она носительница той силы, которая непонятна, а поэтому страшна непосвященным.
Ей присущи также врачевания, которое сливалось в язычестве с очищением. В язычестве «ведение», понималось как чудесный дар божества, весь объем познаний сосредоточивался в умении понимать таинственный язык обожествленной природы, наблюдать и истолковывать ее явления и приметы. Ведение было высшей мудростью, соединявшей человека со стихиями огня, воды, света. Под понятие «ведение» подходили все древнейшие религиозные обряды, это было знание языческого богослужения и его значения в разных случаях жизни.
Тень Ведьмы, т.е в отрицательном полюсе употребляет свои психические и шаманские силы в корыстных целях. Она относится к тем, кто не использует собственный талант, чтобы помогать кому бы то ни было, старается исключительно для себя. Ведьма развила способности своего сознания до уровня магии или шаманства. Однако она думает лишь о том, чего может добиться таким образом для собственного удовольствия, доминирования, благосостояния или гордыни. Ведьма работает исключительно на свое благо, представляя нужду нашего эго в исключительности и сепарации. Вот почему Ведьма воспринимается как отдельная, одинокая фигура, склонная к неврозам, паранойе и даже бреду. Ведьма маскирует то, что несчастна, играя с силой. Она деструктивна, токсична и часто выступает в роли злодея, грубо игнорируя других на пути к собственным целям.
Если вы наблюдаете проявления тени, важно взять на себя ответственность за Ведьму в себе. Если вы этого не сделаете, то станете жертвой собственного представления о себе, неважно, останется ли тень вытесненной или будет проецироваться на окружающих. Вы можете различными способами компенсировать присутствие в себе данной тени: быть чрезмерно милым, любезным или наивным. Чтобы скрыть Ведьму внутри себя, вы можете выглядеть сговорчивым и спокойным. С другой стороны, эта теневая фигура может проявляться в виде чрезмерного контроля или токсичности вашей личности.
Наличие тени Ведьмы указывает на то, что вы скрываете или используете неправильно силу собственного разума. Это может проявляться, например, в том, что вы ослабляете сами себя, чтобы скрыть присутствие силы, или осуждаете ее из страха. Сила Ведьмы, использованная правильно, может помочь как вам, так и окружающим. Если вы боитесь своей силы, то можно привлечь к ее использованию собственный разум, т.е рефлексию. Энергия Ведьмы необходима для созидания, но она должна быть интегрирована, чтобы служить на благо истины и гармонии. Как и все представления о себе, эта тень стремится к отделению, блокируя тем самым поток. Однако это всего лишь еще одна веха, ваш урок интеграции на пути к обретению истинной силы вашего сознания.
Задача личности при помощи инициаций перевести эту область личности из отрицательного полюса к положительному.
Юнгианская психология рассматривает образ ведьм, как иллюзорное воплощение «темной стороны души, женственного аспекта», изображаемое, например, в виде черной богини Кали в индийской мифологии или в виде ведьмы Рангда в индонезийских драматизированных представлениях. Отображение Архетипа Ужасной матери. У мужчин, это символизируется, как темная сторона Анимы.
К характерным символам устрашающей сущности ведьм относятся ночные птицы (совы, сычи), в которых ведьмы могут превращаться, жабы, змеи, черные кошки, далее, с одной стороны, их обольщающая красота, а с другой стороны, отталкивающая уродливость, нередко также их нагота при совершении обрядов, в которых они участвуют под руководством дьявола (часто изображаемого в виде демонического козла), на предназначенных для этого горах (такая гора обычно именуется Лысой горой).
Этот образ ведьмы, как его изображают в европейской народной традиции, всего лишь частный случай широко распространенного по всему миру страха перед женским полом, варьирующегося в других культурах в несколько иных внешних проявлениях (в Др Древней Японии считалось, например, что демонические женские существа превращаются в лис, у аборигенов Сибири -в волков, и т.п.).
Европейская инквизиция, занимавшаяся ведьмами, снабдила мир подобных представлений псевдонаучным аппаратом, обосновывающим практически совершаемые их убийства. В наше время образ ведьмы иногда берется в качестве символа определенных течений в феминистском движении, означающем протест против засилья мужского начала - мужского "тоталитаризма", мужского "шовинизма"… - в обществе.
Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) — сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок — точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности — Ведьма способна захватывать личность.
У позитивной внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли она служит созревающему мужскому началу. Позитивная Ведьма указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кощею, Змею Горынычу и т. п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское).
В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича), учит Василису-Премудрую, развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери — ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кощеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское.
Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично — не завоевывает внутренние территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи, сотрудничает с ними.
Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и позволяет регулировать уровень женской защитной агрессии.