Уже 20 лет «Александровская слобода» дружит с замечательным исследователем, медиевистом, палеографом, соавтором книги «Жены Ивана Грозного», к.и.н. Б.Н. Морозовым. Недавно Борис Николаевич познакомил сотрудников музея-заповедника со своим новым открытием - портретом Ивана Грозного. Вернее, серией из трех картин.
Обложку книги «Жены Ивана Грозного» украшает изображение Ивана Грозного, которое имеет удивительную историю. Долгие годы Б.Н. Морозов поддерживал отношения с Екатериной Павловной из известного дворянского рода Васильчиковых, представительница которого Анна Григорьевна была пятой женой Ивана Грозного. В квартире Васильчиковых – Шаховских над дверью висел портрет, который Екатерина Павловна любовно называла «наш Ваня Грозный» и была твердо уверена, что его «жених подарил невесте». Эта картина с разрешения семьи и помещена на обложку книги.
Как удалось выяснить Б.Н. Морозову, она выполнена масляными красками на металле и по технике написания датируется рубежом XVIII-XIX веков. Предположительно, ее мог найти и приобрести дед Екатерины Павловны известный коллекционер, искусствовед А.А. Васильчиков, который некоторое время работал даже директором Эрмитажа.
Долгое время считалось, что Анна Григорьевна Васильчикова не являлась женой Грозного, а была его наложницей. Это длилось до 1900 г., пока А.А. Васильчиков, дядя Екатерины Павловны, не нашел в архивах и не опубликовал «Чин бракосочетания царя Ивана Васильевича с царицею Анною Васильчиковых», подтверждающий законность брака.
Относительно жен Ивана Грозного Б.Н. Морозов сказал, что он по-прежнему считает, что Василиса Мелентьева и Екатерина Долгорукая – выдумки. Но легенда про спущенную в прорубь на колымаге оказавшуюся не девственницей Долгорукую оказалась настолько живучей, что, несмотря на то, что Борис Николаевич указывал на ее нереальность Б. Акунину, тот не пожелал ее удалять из тома о XVI веке.
Но вернемся к портрету Ивана Грозного из квартиры Васильчиковых – Шаховских. Как известно, царя при жизни никто не изображал. Какой прототип мог лечь в основу картины из семьи Васильчиковых? В прошлом году на глаза Б.Н. Морозова попался репринт очень интересной книги – «Царь Иоанн Грозный. Его царствование, его деяния, его жизнь, современники и деятели в портретах, гравюре, живописи, скульптуре, памятниках зодчества и пр. и пр. под редакцией Н. Головина и Л.М. Вольфа». В книге, изданной в 1903г., размещен «прижизненный портрет» Ивана IV, подпись под которым поясняет, что он сделан на грамоте 1571 года, которая хранится в собрании Черткова. Но, как установил Б.Н. Морозов, в собрании Черткова нет такой рукописи.
Вместе с тем Борис Николаевич обратил внимание на палеографию - схожесть букв из надписи на портретах из книги Вольфа и семьи Васильчиковых. На основании этого ученый сделал вывод, что в основе изображения семьи Васильчиковых лежит портрет из книги Вольфа.
Но полной уверенности у Морозова не было. Затем, как он сказал, «все решилось при помощи госкаталога». (Все музеи оцифровывают хранящиеся у них предметы и выкладывают их в государственный каталог). Уставная грамота 1571 года с портретом Грозного хранится ГИМе, в собрании Барятинского. Как оказалось, палеография надписи идентична двум другим.
Но на этом история с портретами не заканчивается. Борис Николаевич выяснил, что автором Уставной грамоты 1571 года с изображением Грозного является А.И. Бардин, талантливейший мистификатор XIX века из семьи иконописцев, занимавшийся подделкой старинных документов.
Круг замкнулся: в основу портрета из книги Вольфа, который в свою очередь стал прообразом для картины семьи Васильчиковых, легло изображение с грамоты 1571 года, подделанной А.И. Бардиным. Вот такие перипетии истории, раскрытые ученым уже в веке нынешнем.