10.06.2022 • Андрей Кадомцев, политолог
Конгрессмен-демократ Раджа Кришнамурти выступил с инициативой наказать Венгрию за ее нежелание отказаться от поставок нефти из России. В письме, адресованном главе Госдепартамента Блинкену, предлагается ввести санкции против Будапешта. Решится ли Вашингтон наказать "своих"?
Нынешнее руководство Венгрии издавна вызывает раздражение вашингтонских политиков-демократов. В октябре 2014 года власти США ввели запрет на выдачу въездных виз для десятерых «членов внутреннего круга» премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Американские СМИ назвали произошедшее «редчайшим примером подобных действий в отношении союзника по НАТО». Демарш случился буквально накануне визита в Вашингтон венгерского министра иностранных дел Петера Сийярто (Peter Szijjarto). В качество одной из причин была прямо обозначена «двойственность позиции» Будапешта в отношении тогдашней санкционной политики ЕС и США против России.
Для Вашингтона не в новинку введение санкций или угроза их применить против номинальных союзников. К примеру, Турция, всегда демонстрировала едва ли не наибольшую самостоятельность среди всех членов Североатлантического альянса. Первый раз США прервали военную помощь Анкаре в 1970-е, после ввода турецких войск на север Кипра. Осенью 2019 года ряд членов НАТО охарактеризовали действия турецких войск в Сирии (где США уже имели свои вооруженные подразделения) как «вторжение» и «нарушение международного права». Тогдашний глава Госдепа США Майкл Помпео даже заявлял о готовности президента Трампа применить военную силу против Анкары. Наконец, на фоне сближения Турции с Москвой, покупки системы С-400 и новых операций на севере Сирии, в натовских кулуарах и вовсе пошли разговоры о перспективах «приостановки» или даже «исключения» Турции из числа членов организации.
В наши дни, Венгрия, с точки зрения интересов Вашингтона, вероятно, «провинилась» значительно больше Турции. На фоне эскалации конфликта вокруг Украины, Орбан демонстрирует наименьшую среди членов НАТО и Евросоюза склонность к поддержке драконовских санкций против России. А иногда и вовсе призывает «не нагнетать» истерию, особенно в вопросах поставок в Европу российских энергоносителей. За подобную самостоятельность Будапешт подвергается ожесточенной критике как на официальном уровне, так и в западных СМИ.
И тем не менее, когда в апреле в Венгрии прошли парламентские выборы, партия Орбана (Fidesz) только укрепила свои позиции, получив 53 процента голосов. В то время как поддерживающая во всем линию Вашингтона и Брюсселя оппозиция получила только 35 процентов. Fidesz увеличила число своих депутатов в парламенте, сохранив и необходимое для внесения поправок в конституцию большинство в две трети мандатов. Теперь Виктор Орбан, завоевав право на четвертый подряд срок на посту премьер-министра, становится наиболее долго находящимся у власти лидером среди всех государств-членов ЕС и «выглядит сильным как никогда прежде».
Прочность позиций Орбана у себя дома во многом объясняется его решительными действиями по защите национальных интересов Венгрии. 31 мая в Брюсселе прошел саммит ЕС, посвященный согласованию уже шестого по счету пакету санкций против России. Ключевым вопросом на этот раз стало эмбарго на поставки в Европу российской нефти. И наиболее непреклонными противником подобных мер выступил именно лидер Венгрии. Несмотря на жесточайший политический нажим, венгерскому премьеру удалось добиться серьезных уступок - сохранения возможности покупки нефти из РФ на протяжении еще нескольких лет. Орбан назвал предложенный Еврокомиссией полный запрет на импорт российской нефти «самой нелепой идеей». И не стал скрывать своего удовлетворения, когда ему удалось добиться отклонения данного «катастрофического» предложения. Будапешт продолжит получать нефть из России по трубопроводу «Дружба».
Позиция Орбана по «украинскому вопросу» также выглядит как прямой вызов для американцев. Будапешт, единственный среди членов ЕС, не только сам отказался оказывать военную помощь Украине. Но и запретил поставки вооружений, предоставленных Киеву другими странами Запада, через венгерско-украинскую границу. Между тем, Вашингтон рассматривает ЕС в качестве ключевого элемента своей стратегии «сдерживания» России. И тут в «стройных рядах» Евросоюза появляется Венгрия, которая заявляет о приоритете национальных интересов над абстрактными «общеевропейскими». И дает понять, что «евроатлантические» интересы видятся ей едва ли не большей химерой.
Нынешний успех Орбана важен и в контексте звучащих в западных комментариях утверждений, что Будапешт «всё чаще оказывается в изоляции» при обсуждении тех или иных вопросов в рамках ЕС. Однако дебаты в ходе последнего саммита как раз показали, что Будапешт не совсем одинок. Позицию Венгрии в той или иной мере поддержали Чехия, Словакия и даже Болгария, которые также выступили за частичное сохранение нефтяного импорта из России. В ЕС растет беспокойство, поскольку другие страны также могут последовать примеру «отступников», предпочитающих занимать прагматичную позицию, отвечающую их национальным интересам.
После выхода эскалации на Украине на новый уровень в конце февраля, европейские политические круги пытаются убедить всех, что «в едином порыве» с воодушевлением поддерживают все инициативы Байдена в области антироссийских санкций. ЕС ввел уже шесть санкционных «пакетов» и взялся за седьмой, хотя уже, похоже, не понимает, что же в него можно «впихнуть». Разрываются хозяйственно-экономические связи, которые выстраивались десятилетиями. Открыто дискутируется, в частности, идея «полного отказа» от закупок российской нефти и даже природного газа. Но кто же главный пострадавший? Выясняется, что основной ущерб Европа нанесла пока что самой себе.
В таком контексте пример Венгрии, не желающей наносить ущерб своим интересам в угоду геополитическим построениям «старших партнеров», выглядит как прямая угроза тому хрупкому «единству Запада», которое удалось достичь в предыдущие пару месяцев под эгидой сплочения против «угрозы из Москвы». А что, если и другие страны ЕС вспомнят, как еще в конце 2021 года выражали сомнения в целесообразности сохранения американского доминирующего влияния в политике? Уже тогда из многих государств Европы доносились предупреждения, что «вернуть всё, как было» в трансатлантических отношениях невозможно. Наконец, после блокирования зарубежных финансовых резервов России, гораздо громче зазвучали голоса в пользу отказа от основанной на долларе международной финансовой системы.
Есть ли у Байдена реальные возможности для того, чтобы «поставить Венгрию на место»? Трамп, к примеру, все четыре года своей легислатуры пытался выкрутить руки европейским союзникам по самым разным поводам. В частности, он настойчиво добивался повышения европейцами расходов на военные нужды до показателя в 2 процента ВВП. Затем и вовсе объявил ЕС полноценную торговую войну. Правда, такой подход, скорее сработал против Америки. В Европе не только резко активизировались разговоры о необходимости большей автономии. Были предприняты и определенные шаги практического характера.
Однако Трампа в западном сообществе принято рассматривать как «аномалию». Байден представляет себя «антиподом Трампа», и европейцы старательно делают вид, что воспринимают его именно в таком качестве. Тем не менее, президент-демократ решает на европейском направлении задачи, мало отличающиеся от устремлений предшественника. И прямо сейчас Байдену вполне может казаться, что он достигает успеха. Возродив старый миф о «российской угрозе», Белый дом продавил согласие европейских членов НАТО на повышение военных расходов. Европейцы также идут на поводу Вашингтона в вопросах энергетики и заявляют о намерении «как можно скорее» отказаться от поставок большей части российских энергоносителей. В том числе, в пользу закупки СПГ из США.
Тем не менее, европейские реалисты хорошо понимают, что Евросоюз, так старательно в последние годы пытавшийся избежать превращения в заложника конфронтации Вашингтона и Пекина, сейчас оказался на вторых ролях в американском проекте трансформации глобальной стратегии. В Европе видят, что под эгидой антироссийской санкционной политики, Вашингтон раз за разом наносит изощренные удары по европейским конкурентам американских фирм.
В авангарде идет как раз Виктор Орбан, прекрасно осознающий, что возможные уступки повлекут за собой лишь новые и новые требования «из-за океана». Нынешняя позиция Венгрии отражает давнее представление Будапешта о том, каким путем должен развиваться Евросоюз. Речь идет о том, что главным условием усиления Евросоюза является дальнейшее укрепление влияния государств, входящих в Сообщество. В Венгрии уверенны, что фундамент сильного ЕС может быть построен лишь на основе сильных стран-участников, что «…соединенные штаты Европы — плохая идея, а сильные национальные государства вместе с сильным ЕС — это хорошая идея».
Венгрия остается также одним из наиболее последовательных членов Евросоюза, которые не желают «поступиться своим суверенитетом в вопросах безопасности и обороны», и выступает в пользу формирования внешней политики и политики безопасности ЕС в рамках парадигмы «наименьшего знаменателя». У Будапешта особый, предельно прагматичный взгляд на «стратегическую автономию ЕС, а также на своё место в «Союзе обороны».
Во времена Трампа на уровне руководства Госдепартамента звучали сомнения в жизнеспособности ЕС. Ряд ведущих американских экспертов рассуждали о том, что Европа вошла в стадию необратимого упадка. Нынешняя администрация полагает, что ЕС еще может пригодиться, если переложить на него основное бремя в «сдерживании России». В частности, нарастить, под предлогом заботы об интересах европейской безопасности, поставки дорогостоящего американского оружия членам НАТО.
Вместе с тем, приоритетом нынешней администрации остается перераспределение уменьшающихся ресурсов Америки на более важные направления, в первую очередь, «китайское». Да, с одной стороны, поиск инструментов, которые бы позволили США сохранять доминирующее влияние на второстепенных «театрах», не прекращается. С другой, по неофициальным каналам из Вашингтона приходят вести, что тамошние стратеги и сами хорошо понимают, что даже нынешний, не имеющий аналогов, санкционный удар по России, не сможет поколебать решимость Владимира Путина.
В конце июня в Мадриде соберется очередной саммит глав государств и правительств стран-членов НАТО. Предполагается одобрить новое издание стратегической концепции, наметить пути «укрепления альянса». В преддверии столь важной встречи, Вашингтону остро необходимо напомнить всем тем странам-членам, которые в последние годы демонстрируют растущую геополитическую самостоятельность, кто принимает окончательные решения. Вместе с тем, любая, даже не неудача, а видимая «заминка» при реализации политики «сплочения рядов» путем наказания несогласных, чревата для Вашингтона серьезными репутационными издержками. Причем не только для действующей администрации, но и с точки зрения сохранения доверия союзников к тезису о «неизменной надежности» американских геополитических гарантий.
Скорее всего, Вашингтон, вместе с Брюсселем, постараются максимально нивелировать влияние Виктора Орбана на принятие решений в ключевых западных альянсах на всё время его нынешней легислатуры – следующие четыре года. Однако мир вступил в эпоху, когда динамика политических изменений способна драматическим образом меняться буквально в считанные недели, если не дни. В такие времена четыре года – слишком большой срок, чтобы загадывать что-либо наперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs