Недавно пересматривала один из любимых народом советских шедевров - комедию "Приходите завтра" 1963 года. И в этой истории о смешной наивной провинциалке Фросе Бурлаковой я обнаружила очень много интересных смысловых моментов, неочевидных на первый взгляд.
По сюжету, девушка Фрося из Сибирской деревни приезжает в огромную Москву, чтобы поступить в институт и стать артисткой. Смешные моменты фильма связаны с тем, насколько она простодушна и бесхитростна в пышной и надменной Москве, как её легко обвести вокруг пальца - помните эпизод про Станиславского и Немировича-Данченко? Зритель умиляется её неотёсанности в ресторане, смешным бытовым привычкам, деревенскому говору, нелепым платьям и полному отсутствию жизненного опыта. Имя "Фрося Бурлакова" стало в нашей культуре нарицательным, обозначающим вот такую наивную деревенщину.
Но во Фросе так же есть и огромная природная энергия, живость ума, неизменно позитивный настрой и предприимчивость. И она моментально учится. Несмотря на свою внешнюю нелепость, она очень обаятельна. А главный элемент её обаяния в том, что она действительно красива, артистически темпераментна и вокально талантлива, но едва ли догадывается об этом и вряд ли может оценить саму себя.
Её порыв поехать учиться на артистку - это искреннее желание продолжать заниматься любимым делом от которого она кайфует. Она, можно сказать, идёт на поводу у своего таланта и своей страсти. И тут очень важная мысль: Фрося себя слышит. Она слышит свою душу, свой внутренний голос и без колебаний идёт реализовывать этот зов. Она просто не может поступить иначе. Это мой важный инсайт про чувство призвания. Сколько людей не поступают как Фрося, даже когда призвание в их душе звонит во все колокола?
Когда профессор прослушивает Фросю, его моментально покоряет её голос, необыкновенно сильный и поставленный от природы. Голос Фроси, несмотря на её стихийное "обучение" по пластинкам, очень приятен, и её исполнение буквально захватывает слушателя с первых нот. И это - важный момент: он говорит нам о том, что у певицы есть интуитивный вкус и врождённое чувство прекрасного, а значит, тонко организованный эмоциональный мир. Она звучит одухотворённо и осмысленно, так как пропускает музыку через свои эмоции и свой опыт, окрашивает её. А ведь скольким людям, бывает, даются от природы мощные связки, и они мнят себя "самородками Фросями", однако слушать их неприятно и звучат они пусто и скучно?
Помимо голоса, профессор покорён непосредственной манерой Фроси вести себя на сцене. Она не думает о том чтобы своим номером произвести впечатление, а в первую очередь сама наслаждается танцем как процессом. И зритель заражается этим её неистовым, абсолютно детским восторгом от движения.
Говоря психологическим языком, Фрося Бурлакова - пример личности, в которой максимально ярко проявлено (по типологии Эрика Берна) эго-состояние Свободного Ребёнка. Свободный Ребёнок - это часть нашей души, которая рождает творчество. Фрося Бурлакова - это зримое воплощение спонтанного, стихийного и безграничного творчества, каким оно должно быть. Это творчество не ради впечатления других людей, заработка или карьеры, а творчество ради игры и кайфа. И что, интересно, именно такое творчество подкупает людей и приносит и признание и деньги.
В фильме также есть противопоставление формального, заказного творчества скульптора, и первозданного, простодушного творчества Фроси. Заказная работа приводит скульптора к ощущению бессмысленности и мощному кризису. А живое Фросино творчество, с которым она напрямую соединена - наоборот, оно её питает и придаёт жизни большой смысл. И мне кажется, что именно эта идея делает фильм великим и вневременным.
Если вы чувствуете выгорание и тупик в творческом деле - пересмотрите этот фильм. Перевоплотитесь на несколько мгновений во Фросю, почувствуйте её спонтанность, смелость и импровизационность, и творческий маячок вашей души снова зажжётся!
Вот чем хотела я кратко рассказать. А что вы думаете про этот фильм? Что интересного для себя вы вынесли из него? Пишите в комментариях, мне будет интересно обсудить вместе с вами! Также пишите, разборы каких фильмов вы бы хотели увидеть на канале "Азбука Вокала".
Звучите и будьте счастливы!
#вокальное искусство #любимые фильмы #кинофильм #кино ссср #фильмы ссср #творчество #психология #талант
Запись на уроки вокала: tatish2020@yandex.ru
Мои разборы других фильмов: