Найти в Дзене
Азбука Вокала

"Приходите завтра": скрытый смысл любимого фильма. Разбор от вокального педагога - психолога

Недавно пересматривала один из любимых народом советских шедевров - комедию "Приходите завтра" 1963 года. И в этой истории о смешной наивной провинциалке Фросе Бурлаковой я обнаружила очень много интересных смысловых моментов, неочевидных на первый взгляд.

Кадр из фильма. Фото из открытого источника.
Кадр из фильма. Фото из открытого источника.

По сюжету, девушка Фрося из Сибирской деревни приезжает в огромную Москву, чтобы поступить в институт и стать артисткой. Смешные моменты фильма связаны с тем, насколько она простодушна и бесхитростна в пышной и надменной Москве, как её легко обвести вокруг пальца - помните эпизод про Станиславского и Немировича-Данченко? Зритель умиляется её неотёсанности в ресторане, смешным бытовым привычкам, деревенскому говору, нелепым платьям и полному отсутствию жизненного опыта. Имя "Фрося Бурлакова" стало в нашей культуре нарицательным, обозначающим вот такую наивную деревенщину.

Но во Фросе так же есть и огромная природная энергия, живость ума, неизменно позитивный настрой и предприимчивость. И она моментально учится. Несмотря на свою внешнюю нелепость, она очень обаятельна. А главный элемент её обаяния в том, что она действительно красива, артистически темпераментна и вокально талантлива, но едва ли догадывается об этом и вряд ли может оценить саму себя.

Её порыв поехать учиться на артистку - это искреннее желание продолжать заниматься любимым делом от которого она кайфует. Она, можно сказать, идёт на поводу у своего таланта и своей страсти. И тут очень важная мысль: Фрося себя слышит. Она слышит свою душу, свой внутренний голос и без колебаний идёт реализовывать этот зов. Она просто не может поступить иначе. Это мой важный инсайт про чувство призвания. Сколько людей не поступают как Фрося, даже когда призвание в их душе звонит во все колокола?

Когда профессор прослушивает Фросю, его моментально покоряет её голос, необыкновенно сильный и поставленный от природы. Голос Фроси, несмотря на её стихийное "обучение" по пластинкам, очень приятен, и её исполнение буквально захватывает слушателя с первых нот. И это - важный момент: он говорит нам о том, что у певицы есть интуитивный вкус и врождённое чувство прекрасного, а значит, тонко организованный эмоциональный мир. Она звучит одухотворённо и осмысленно, так как пропускает музыку через свои эмоции и свой опыт, окрашивает её. А ведь скольким людям, бывает, даются от природы мощные связки, и они мнят себя "самородками Фросями", однако слушать их неприятно и звучат они пусто и скучно?

Помимо голоса, профессор покорён непосредственной манерой Фроси вести себя на сцене. Она не думает о том чтобы своим номером произвести впечатление, а в первую очередь сама наслаждается танцем как процессом. И зритель заражается этим её неистовым, абсолютно детским восторгом от движения.

Говоря психологическим языком, Фрося Бурлакова - пример личности, в которой максимально ярко проявлено (по типологии Эрика Берна) эго-состояние Свободного Ребёнка. Свободный Ребёнок - это часть нашей души, которая рождает творчество. Фрося Бурлакова - это зримое воплощение спонтанного, стихийного и безграничного творчества, каким оно должно быть. Это творчество не ради впечатления других людей, заработка или карьеры, а творчество ради игры и кайфа. И что, интересно, именно такое творчество подкупает людей и приносит и признание и деньги.

В фильме также есть противопоставление формального, заказного творчества скульптора, и первозданного, простодушного творчества Фроси. Заказная работа приводит скульптора к ощущению бессмысленности и мощному кризису. А живое Фросино творчество, с которым она напрямую соединена - наоборот, оно её питает и придаёт жизни большой смысл. И мне кажется, что именно эта идея делает фильм великим и вневременным.

Если вы чувствуете выгорание и тупик в творческом деле - пересмотрите этот фильм. Перевоплотитесь на несколько мгновений во Фросю, почувствуйте её спонтанность, смелость и импровизационность, и творческий маячок вашей души снова зажжётся!

Вот чем хотела я кратко рассказать. А что вы думаете про этот фильм? Что интересного для себя вы вынесли из него? Пишите в комментариях, мне будет интересно обсудить вместе с вами! Также пишите, разборы каких фильмов вы бы хотели увидеть на канале "Азбука Вокала".

Звучите и будьте счастливы!

#вокальное искусство #любимые фильмы #кинофильм #кино ссср #фильмы ссср #творчество #психология #талант

Запись на уроки вокала: tatish2020@yandex.ru

Мои разборы других фильмов:

Что не так в фильме "Звезда родилась": мнение педагога по вокалу
Азбука Вокала10 июня 2020