Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. Никого не обвиняем, не устраиваем "охот на ведьм" и стараемся обходиться без субъективизма. Вплотную перешли к советскому этапу развития подводного плавания.
Какой бы не была совершенной техника, стихия всегда остается стихией, особенно если корабль не особо подготовлен к противоборству с ней. Так случилось с одной из "странных" подводных лодок, которыми как то, накануне Первой мировой обзавелась Россия. Идея состояла в том, чтобы прикрыть подходы с моря к Кронштадту (крепости) и к минным заграждениям с помощью специальных подводных лодок небольшого водоизмещения. Надо отдать должное русскому Морскому ведомству, которое отказалась от участия в данном "проекте", сочтя создание таких субмарин утопией, а вот Главное инженерное управление Военного ведомства за него взялось. Был объявлен конкурс, в котором преимущество было отдано проекту Невского завода, который представил свой вариант, разработанный американским конструктором Дж. Холландом из "Electric Boat Company". Этот проект был признан специалистами МТК лучшим. Проект получил индекс "Холланд 27B" или еще в литературе можно встретить обозначение "Тип 13".
Для справки: водоизмещение, надводное/подводное 33,1 / 43,6 т. ; Размерения: 20,38 х 2,18 х 1,8 м. Дизель, мощность - 50 л.с. ; электродвигатель – 35 л.с. Скорость: в надводном положении/подводном: 8/6 узлов. Дальность плавания: 150 миль(8)/ 18 (6). Наибольшая глубина погружения - 40 м. Вооружение - 2 -457-мм ТА. экипаж - 8 человек
Подводные лодки типа «27-В», построенные Невским заводом в Санкт-Петербурге (всего три), вступили в строй в сентябре 1914 года. На испытаниях подводные лодки показали неплохую мореходность и в свежую погоду держались лучше чем корабли обеспечения, причем погружения было меньше расчетного, лодка хорошо маневрировала под водой. Правда во время учебных стрельб выяснилось, что при выстреле торпедами лодку сильно подбрасывает вверх, что сильно демаскировало её местоположение. Из подводных лодок сформировали дивизион особого назначения и отправили в Палдиски (Балтийский порт)
Служить им пришлось далеко от родного судомеханического завода, но сама служба, особенно для ПЛ № 1 и ПЛ № 2, перебазированных на север, оказалась недолгой.
В 1915 году лодки находились в составе сил обороны Архангельского порта, входили в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. В конце года было принято решение о переводе подводных лодок в Кольский залив и 11 октября на буксире парохода-плавбазы подводных лодок «Сергей Витте» ПЛ № 2 вместе с ПЛ № 1, шедшей за вспомогательным крейсером «Василий Великий», вышла в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный). В пути все планы перехода расстроил сильный шторм, встретивший корабли 15 октября 1915 года после выхода судов из горла Белого моря.
ПЛ № 1, взятая к тому времени на буксир крейсером, вместе с ним вернулась в Архангельск. А вот её "сестре" повезло гораздо меньше. При повороте к Мурманску, в районе маяка Сосновец, разбушевавшаяся стихия сорвала лодку с буксира, и унесенная волнами субмарина оказалась потерянной. К счастью экипаж лодки во время шторма в полном составе находился на борту парохода «Сергей Витте».
Весной 1916 года потерявшуюся лодку, которую к тому времени считали давно утонувшей, неожиданно обнаружили на берегу лагуны Святоносской бухты местные жители. 2 мая 1916 года, к аварийной лодке прибыла команда спасателей во главе с лейтенантом В. И. Шмидтом, командиром ПЛ № 1. Моряков и всё необходимое снаряжение в район обнаружения потерянной субмарины доставил пароход «Вайгач». Из-за малых глубин он был вынужден встать у острова Витте. Всё сообщение с берегом осуществлялось с помощью шлюпок.
Осмотр выброшенной на берег ПЛ, перевернутой накатом волн и разбитой прибоем, оставил удручающее впечатление. У субмарины, лежащей на левом борту с креном около 30 градусов, оказались повреждены тяги рулей, горизонтальные и вертикальные рули сорваны. С левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода.замерзшей на уровне входного люка.
В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение всего года, однако все попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги». 25 мая 1916 г. ввиду невозможности восстановления исключена из списков судов Морского ведомства.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советсвого подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.