Найти в Дзене

Не пойми кто!

С косами она была… такая девочка. Такая красивая. А теперь?

  📷
📷

В нашем семейном альбоме есть много фотографий, на которых моя старшая дочь демонстрирует свои длинные волосы. Вся семья помнит, как долго дочь их растила. Сперва до плеч, потом до середины спины, наконец, «до попы». Каждый раз, когда бабушка заплетала внучке косы, она не скрывала гордости: «Вот это богатство!». И не сомневалась: еще несколько лет, и волосы дорастут до самых пяток. А когда внучка объявила ей, что подстриглась, бабушка не сказала ни слова, потому что… плакала. Она не перестала плакать, даже когда внучка прислала ей в телефон счастливое селфи с новой стрижкой. И даже тогда, когда я попробовала успокоить: «Но я тоже, помнишь, захотела каре вместо косы. И потом, волосы снова отрастут, когда захочется»… Бабушке потребовалось время, чтобы привыкнуть к тому, что «богатства» у внучки больше нет. Есть выбритый затылок и странная торчащая челка. Довольно необычная стрижка, которую дочь выбрала сама и которая ей, безусловно, шла, была названа бабушкой «Какой-то ужас». Так я обнаружила, что моя мама пополнила существующую статистику, которая свидетельствует: страшнее поколение всегда против, когда внуки экспериментируют с волосами.

Казалось бы, проблема не стоит выеденного яйца. Подумаешь, подстриглась! Но оказывается, все сложно настолько, что психологи посвящают теме волос не только отдельные главы, но даже целые исследования. Одна из них – американка Лаура Кастер, которая затрагивает проблему выбора ребенком прически в своей книге «Как прийти к спокойствию». Она уверена – у родителей довольно мало сфер влияния на ребенка, которые, если убрать контроль, останутся безопасными. И выбор прически – та редкая возможность, когда взрослые могут предоставить ребенку свободу, не опасаясь последствий. Однако родители все равно этой возможностью пользуются неохотно. Почему? Ответ банален: взрослым, как всегда, кажется, что они лучше знают, как должен выглядеть ребенок. И как всегда, они наступают на те же грабли: преувеличивают проблему, лишая ребенка возможности самовыразиться и нравиться себе.

Дети, внешним видом которых управляют родители, чаще других комплексуют по поводу своей внешности, растут замкнутыми и неуверенными в себе. Когда мама говорит дочери «Давай заплету тебе косичку, чтобы было аккуратно», бабушка возмущается: «Какая стрижка? Ты же девочка!», а папа обещает: «Вырастешь, тогда делай с собой что хочешь, а пока не надо меня позорить», они не дают ребенку проявлять свою личность и загоняют его в гендерную дисфорию, когда ребенок должен полностью отвечать ожиданиям общества, но вообще не слышать себя. И ведь всем известно, что стрижка «под мальчика» не делает из девочки мальчика. А длинные волосы не превращают мальчика в девочку. Но те, кто уверен: штаны — для мальчика, а юбочка – для девочки, папа – за рулем, а мама – у плиты, продолжают настаивать: она должна отращивать волосы, а он – стричься максимально коротко.

— Что такого в коротких волосах у девочки? — допытываюсь я у мамы, которая, кстати, последние лет пять стрижется коротко. И я тоже мчусь к парикмахеру сразу, как только волосы дорастают до плеч.

— Ну, она же девочка… — пробует объяснять мама, но видя, как морщится мой лоб и расширяются мои глаза, этот аргумент отметает и приступает к следующему:

— Ну, ей так хорошо с косами…

— Так и без кос ей тоже отлично, — парирую я.

— Думаешь? — уточняет мама.

— Уверена! — отвечаю и слышу в ответ:

— Да пусть делает, что хочет!

Я выдыхаю. Ура! Проблемы больше нет! Бабушка больше не плачет!

Да, не плачет. Но закрывая тему, все же произносит:

— Но с косами она была… такая девочка. Такая красивая. А теперь? Не пойми кто!

Автор: Наши Дети

Фотография: Ольга Агеева

  📷
📷