Погрузка на сети российских железных дорог снижается второй месяц подряд:
- в марте 2022-го сократилась на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 106,7 млн т.
- в апреле 2022 года погрузка на сети ОАО "РЖД" составила 102,4 млн тонн, что на 5% меньше, чем в апреле 2021 года.
Погрузка за первые четыре месяца 2022 года снизилась на 1,1%, до 410,3 млн т. Сильнее всего упала погрузка зерна (на 19,2%, до 7,6 млн т), лесных грузов (на 15,6%, до 12,1 млн т), лома черных металлов (на 13,8%, до 4 млн т), руды цветной и серного сырья (на 9%, до 5,9 млн тонн).
Основное сокращение грузовой базы происходит за счет снижения отправок на экспорт на фоне введенных санкций и ограничений, а также ответных действий Правительства РФ. Например, 17 марта и до конца 2022 года был введен полный запрет на экспорт в недружественные страны круглых лесоматериалов, щепы и шпона. Погрузка основного драйвера грузовой базы железнодорожного транспорта предыдущих лет, каменного угля, в апреле 2022-го сократилась на 6,1%. В частности, поставки в Германию в отчетном периоде сократилась более чем на 50%, в Швейцарию – более чем на 30%. Сокращение погрузки является следствием экономической турбулентности на фоне реализации геополитических рисков.
План погрузки на апрель составлял 3,24 млн тонн в среднем в сутки (факт – перевыполнение на 2%). План работы РЖД на май 2022 года предполагает погрузку в размере 3,33 млн тонн в среднем в сутки.
Изначально ОАО «РЖД» прогнозировала рост погрузки по итогам 2022 года на 2,4%, до 1 313 млн тонн. Однако на фоне российской военной операции на Украине объем погрузки в текущем году прогнозируется с потенциальным падением.
Так, из обзора "Государственной транспортной лизинговой компании" следует, что погрузка на сети РЖД по итогам 2022 года может снизиться на 10%, что в перспективе приведёт к росту профицита вагонного парка и падению арендных ставок к уровню 2021 года (источник: https://1prime.ru/transport/20220406/836597996.html). Этот прогноз коррелирует с ожидаемым сокращением ВВП в 2022 году на 8-10% по актуальному базовому сценарию Центробанка РФ. Объем денежных потерь российской транспортной отрасли в целом может составить 25–40%, больше всего пострадают морские и воздушные перевозки (источник: https://www.kommersant.ru/doc/5339787).
По причине нарушений устоявшихся логистических цепочек отечественные экспортеры в оперативном порядке прорабатывают новые маршруты для отправок.
И на статистике мы видим, что происходит перераспределение перевозок. С 16 марта наблюдается увеличение погрузки в Азербайджан и транзитом через Азербайджан, через погранпереход Наушки с Монголией, через Казахстан в Китай, в Белоруссию и через Белоруссию. Ведутся переговоры с Китайскими железными дорогами по дополнительной передаче грузовых поездов.
Например, поставки угля в Китай выросли на 20%, в Турцию – более чем на 70%, в Индию – более чем в 2 раза.
Перевозки в направлениях Китая, Индии и Казахстана, а также контейнерные грузы позволят сохранить объемы железнодорожных перевозок. Положительный эффект должен проявиться к концу лета. Для формирования и отладки новых логистических цепочек, как правило, требуется около 6 месяцев.
Мы считаем, что падение погрузки – это краткосрочный тренд, который сохранится во II квартале 2022 года.
Сдерживающим фактором также является логистика с Китаем (в настоящее время нарушение поставок вызваны новой волной пандемии).
Во втором полугодии начнется восстановление общего объема железнодорожных грузоперевозок до уровня 2021 года.
Восстановление общего объема грузоперевозок произойдет, в том числе и потому, что железная дорога на текущий момент – это основной способ перевозки грузов из-за введения санкций со стороны ЕС на морские и автомобильные перевозки.
Удержать железнодорожные перевозки от критического падения позволит увеличение внутрироссийских перевозок, которые, в 2021 г. составили 57,4% от общего объема перевезенных грузов.
Драйверами роста погрузок в отраслевом разрезе в 2022 году могут выступать:
- Строительные материалы на фоне принятых Правительством РФ мер поддержки по строительству и развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. Так, в апреле погрузка строительных материалов выросла на 4,6%, а по итогам 4-х месяцев рост составил 2%.
- Минеральные удобрения, так как экспортные квоты для российских производителей, согласно постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2022 года №670, временно увеличены почти на 700 000 тонн. - Нефть и нефтепродукты, по увеличению закупок которых на текущий момент Индия и Китай ведут активные переговоры, согласовывается размер скидки на данный товар.
- Контейнерные перевозки на фоне затруднений с авиасообщением и легализацией параллельного импорта. Данный вид перевозок будет активно использоваться в 2022 году и для транспортировки потребительских товаров.
Учитывая вышеизложенные факторы, мы считаем, что снижение объема погрузки по итогам 2022 года составит не более 5%.