Найти в Дзене
Kinoryba

Caravan – In The Land Of Grey And Pink (1971)


Ричард Синклер – удивительный певец и музыкант – бас-гитарист, гитарист, вообще, человек творческий широкого профиля. Голос совершенно волшебный, эльф, а не рокер, бас гитара в его руках – отдельный инструмент, выполняющий массу функций и стиль игры Ричарда – заполняющий все музыкальное пространство неостановимый монолог, при этом – не мешающий другим инструментам, а поддерживающий их – это не просто «игра в бочку», это самостоятельный разговор музыканта со слушателем и с коллегами по группе. Разговор очень интеллигентный, тонкий и негромкий. Два его сольных альбома - R.S.V.P. и Caravan Of Dreams – великолепны, грустны, ироничны, спокойны и умны – но речь не только о Синклере. Альбом In The Land Of Grey And Pink – отдельная запись в английском, так называемом, «прогрессивном роке». Отделен он тем, что в нем, собственно, практически нет «рока» в смысле жесткости. Конечно, это рок-музыка, но – гибкая, сплетенная как будто из ветвей ивы, не такая резкая как Gentle Giant, не язвительная как Jethro Tull, не такая громкая как Yes и King Crimson, не такая угловатая, как гэбриеловский Genesis, даже от собратьев по условно «кентерберийской сцене» она отличается довольно сильно, хотя Caravan, The Soft Machine и Matching Mole – прямые родственники. Музыка последних двух групп тоже «сплетена» но у Matching Mole гибкие ветви опутаны еще и колючей проволокой, а в Soft Machine по этой проволоке пущен электрический ток. При этом музыка в In The Land Of Grey And Pink стопроцентно электрическая, это тысячепроцентный рок, но сверхкомфортный для слушания, при этом – категорически никакой не «софт-рок», это двусмысленное, ханжеское определение, подтаскивающее под рок-н-ролл всяческую попсу здесь совершенно неприменимо. Caravan здесь (далеко не все альбомы группы такого качества как этот) – изящный, умный, виртуозный и элегантный рок, аналогов которому в плане звука нет вообще. Начало Golf Girl ничего такого не предвещает. Просто милая, тонкая песня – но за вторым куплетом простая гармония незаметно и естественно усложняется, вплетается звук синтезатора, меняется размер – но это лишь намек. Песня продолжается, вернувшись к исходным четырем аккордам – и уходит вниз, скатившись с ледяной горки – в синтезаторно-флейтовые соло, в джазовые импровизации, не похожие на джаз. Семиминутная Winter Wine – акустическая гитара и средневековые пейзажи в песне у камелька и – после первого куплета включается вся группа. Путешествие по Land Of Grey And Pink началось. Снова быстрые смены аккордов – джазовые, но, опять-таки, не похожие на джаз, монолог баса, прозрачные гитарные фразы, поющий синтезатор, плетущий тонкую нить – песню менестреля, зашедшего на огонек, спасаясь от стужи, которая стоит за окном – ее тоже обозначают клавиши, но лишь намеком, не разрушая комфорт и не впуская в комнату ледяной ветер. А история развивается – и куда она приведет – неизвестно, но хочется, чтобы рассказ не заканчивался. Странная, маршево-попсовая Love To Love You не портит общего впечатления – нельзя же быть настолько гениальными, чтобы не допустить ни одного прокола в альбоме – да и проколом эту песню нельзя назвать. Художник имеет право расслабиться и пошутить. Зато дальше – заглавное полотно – как пролог к основной части – Nine Feet Underground – двадцать три минуты в которые укладываются космические, мелодичные импровизации Дэвида Синклера – меллотрон, орган, фортепиано – с постоянными сменами тембров, темпов, настроения – от тревожного до бравурно-торжественного, от нежного до яростного – и для любителей The Soft Machine, и для тех , кто предпочитает мелодику Camel. Ну и для все тех, кто никогда об этих группах даже не слышал. Но это не получасовая импровизация – это песня с нежнейшими вокальными мелодиями, которые неожиданно вписываются и в эпизоды спэйс-рока, и в пинкфлойдовскую психеделию, и в европейский джаз The Soft Machine – концептуальная штука, которая не выглядит концептуальной и искусственной, она так же легка и читаема, как и весь альбом – этот и следующий за ним – Waterloo Lily. Весь альбом – одно сплошное удовольствие – и без малейшего напряжения.