Найти в Дзене

Мимика и пантомимика как предмет исследования экспериментальной психологии Вильгельма Вундта

Артемцева Н.Г., Нагибина Н.Л.
ИПРАН, Москва, Россия;
Научно-исследовательский центр психологии и развития человека «Новые технологии»,
Россия, Москва
Аннотация. В данной работе мы остановимся на описании и анализе тех экспериментальных научных работ, которые предшествовали появлению интереса Вильгельма Вундта к физиогномике. Фундаментальный труд Вундта «Основания физиологической психологии» содержит разделы, касающиеся мимики и пантомимики человека. В данной статье представлен теоретический обзор взглядов Вундта на проблему связи тела и души в характере мимических и пантомимических движений.
Ключевые слова: эксперимент, мимика, пантомимика, восприятие, физиогномика, экспериментальная психология, душа человека. В 1876 году выходит фундаментальный труд выдающегося немецкого ученого Вильгельма Вундта «Основания физиологической психологии», в котором ученый реализует первую (из двух) часть программы построения новой науки – психологии. Задача, которую ставит и решает Вундт – проследить с

Артемцева Н.Г., Нагибина Н.Л.
ИПРАН, Москва, Россия;
Научно-исследовательский центр психологии и развития человека «Новые технологии»,
Россия, Москва


Аннотация. В данной работе мы остановимся на описании и анализе тех экспериментальных научных работ, которые предшествовали появлению интереса Вильгельма Вундта к физиогномике. Фундаментальный труд Вундта «Основания физиологической психологии» содержит разделы, касающиеся мимики и пантомимики человека. В данной статье представлен теоретический обзор взглядов Вундта на проблему связи тела и души в характере мимических и пантомимических движений.

Ключевые слова: эксперимент, мимика, пантомимика, восприятие, физиогномика, экспериментальная психология, душа человека.

В 1876 году выходит фундаментальный труд выдающегося немецкого ученого Вильгельма Вундта «Основания физиологической психологии», в котором ученый реализует первую (из двух) часть программы построения новой науки – психологии. Задача, которую ставит и решает Вундт – проследить связь тела и души в актах чувствования и движения (деятельности). Мимика и пантомимика человека
и животных – тот узловой пункт, в котором выходит на поверхность результат этой связи. Вильгельм Вундт, рассматривая любой вопрос, всегда изучает его историю и описывает существующее положение в науке. Ко времени написания его фундаментального труда «Основания
физиологической психологии» уже существовало множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Дарвина, Галля, Порты, Лафатера, Дюрвиля, Лидо и др.
Большинство трактатов того времени двигалось в логике Гастона Дюрвиля: определенные мимические и пантомимические движения являлись наблюдаемыми объективными детекторами психологических характеристик человека, его стабильных или временных свойств характера, конкретных намерений, чувств и мыслей. Логика большинства физиогномистов того времени, да и современных исследователей, хорошо представлена в оглавлении их научных трудов. Вариант оглавления книги Дюрвилей (Дюрвиль Г., Дюрвиль А. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположенностей. М., Центр астропсихологии, 1997) представлен как пример ниже:

1. Общие принципы
2. Морфология человека
3. Темперамент
4. Мимика
5. О жестикуляции
6. О мимике лица
7. Мимика глаз
8. Мимика носа
9. Мимика губ
10. Чистый тип «Марс»
11. Чистый тип «Земля»
12. Чистый тип «Меркурий»
13. Чистый тип «Солнце»
14. Чистый тип «Венера»
15. Чистый тип «Юпитер»
16. Чистый тип «Луна»
17. Чистый тип «Сатурн»
18. Смешанные типы
19. Повторное резюме нашего физиогномического тезиса


О мимике и пантомимике Гастон Дюрвиль писал: «Чтобы поставить физиогномический диагноз, недостаточно только определить морфологический тип и прочесть значения его кожи, нужно видеть
человека в движении, в жизни. Нет жизни без движения: самая маленькая клеточка, остановившись в своем движении, умирает. И поскольку двигательные, жизненные побуждения людей могут свестись,
в конце концов, к известным импульсам мысли, более или менее сознательным, то можно сказать, что нет и мысли без движения. Изучение движения отдельной клетки проливает свет на учение о ее
жизненных функциях. Таким же образом и изучение движения человека, его мускулов, двигательной гармонии или дисгармонии, раскрывает физиогномисту естество глубоко затаенных мыслей. А всякая мысль создает свой жест. Если эта мысль повторяется, она создает известную позу, а после этого — выражение» И далее: «Гармония жестов идет рука об руку с гармонией идей. Слабоумные (идиоты, дураки) очень неловки в движениях своих: неповоротливы, ходят некрасиво, невзрачно. Люди,
обладающие чутьем душевных ритмических движений (музыканты, художники) имеют, естественно, и красивые, ритмичные движения мускулов. Они красиво танцуют и двигаются. Непостоянные в идеях своих, непостоянны и в своих движениях. У таких людей движения некрасивы, резки, неловки» (Дюрвиль, 1997, с. 9).

Вся статья на страницах международного междисциплинарного
научно-практического журнала
«ЧЕЛОВЕК, ИСКУССТВО, ВСЕЛЕННАЯ» No 2 / МОСКВА, 2021