Найти в Дзене
ТыжИсторик

Котики в современном искусстве.

Автор: Elci Друзья, судя по вашим комментариям, статья о роли котов в мировом искусстве Искусство среди котов вызвала некоторый резонанс среди вас, кто-то упрекал меня за то, что я обделила вниманием крутых художников 20-21 вв., посвятивших свое творчество котикам. Исправляюсь. Постараюсь уделить внимание наиболее интересным. Хотя каждый из них заслуживает отдельной статьи или даже нескольких. Вася Ложкин А по паспорту Алексей Куделин, родился в городе Солнечногорске. Его рисунки отличаются неподражаемым юмором, часто в них затрагиваются остросоциальные темы. В 1996 году Куделин начал создавать собственные картины с помощью гуаши. В 2002 году Алексей вступил в сообщество «Колдовские художники» (КОЛХУи), которое насчитывало 20 участников. Авторы работали в стиле «мультреализма». Новый термин был придуман членами сообщества и обозначал использование анимационных приемов в сатирических картинах. В своем творчестве Алексей обращается к темам котов, зайцев, слонов, медведей. Присутствуют
Оглавление

Автор: Elci

Художник Вл. Пивень
Художник Вл. Пивень

Друзья, судя по вашим комментариям, статья о роли котов в мировом искусстве Искусство среди котов вызвала некоторый резонанс среди вас, кто-то упрекал меня за то, что я обделила вниманием крутых художников 20-21 вв., посвятивших свое творчество котикам.

Исправляюсь. Постараюсь уделить внимание наиболее интересным. Хотя каждый из них заслуживает отдельной статьи или даже нескольких.

Вася Ложкин

А по паспорту Алексей Куделин, родился в городе Солнечногорске. Его рисунки отличаются неподражаемым юмором, часто в них затрагиваются остросоциальные темы.

В 1996 году Куделин начал создавать собственные картины с помощью гуаши. В 2002 году Алексей вступил в сообщество «Колдовские художники» (КОЛХУи), которое насчитывало 20 участников. Авторы работали в стиле «мультреализма». Новый термин был придуман членами сообщества и обозначал использование анимационных приемов в сатирических картинах.

                          Вася Ложкин собственной персоной
Вася Ложкин собственной персоной

В своем творчестве Алексей обращается к темам котов, зайцев, слонов, медведей. Присутствуют на его рисунках и злобные девушки, бабушки и дедушки с топорами или пилами, любители алкоголя, а также представители советской милиции и армии. Автор изображает на полотнах мир сказок, полный злых персонажей, которые стараются стать добрее. Секрет успеха творчества Куделина – в отсутствии обобщений, метафор, собирательных образов и прочей, как выражается сам художник, «лабуды», поэтому в его работах все понятно. Его картины, написанные в узнаваемой авторской манере, становятся популярными мемами. Изображая сказочный придуманный мир, порой похожий на мир психозов, Алексей Владимирович поднимает социальные проблемы и при этом вызывает положительные эмоции. Все герои картин Васи Ложкина живут, по замыслу автора, в вымышленном городе Кобылозаводске.

Джой Кэмпбелл

Американская художница-иллюстратор Джой живет в штате Вашингтон и рисует котиков уже более 30 лет.

Рисует Джой практически одних зверей, но самой любимой темой является, как вы уже заметили, - кошачья тема. Впрочем, милые пушистики не только на картинах, но и в реале занимают большую часть ее жизненного пространства. Отсюда и такое глубокое понимание повадок и характерных черт представителей рода кошачьих. Коты на картинах художницы живут практически человеческой жизнью, любят гулять, готовить, могут позволить себе немного обжорства, шалят, интересуются всем подряд. Ее милые и озорные котики довольны жизнью, самодостаточны и дарят всем хорошее настроение!

Владимир Румянцев

Работы российского художника Владимира Румянцева – настоящий кладезь положительных эмоций и ярких впечатлений. А всё потому, что на картинах автора запечатлены очаровательные Питерские коты, которые не только вальяжно гуляют по крышам домов, но и ходят на рыбалку, играют на гитаре, исполняя романсы и как ни в чем, ни бывало, попивают чай из блюдца. И совсем неудивительно, что эти акварельные мурлыки стали любимцами публики не только на просторах сети Интернет, но и разошлись по всему миру, заняв свои места в музеях, а так же и в частных коллекциях.

                             добрый сказочник Владимир Румянцев
добрый сказочник Владимир Румянцев

Коты в работах Владимира своими повадками и действиями напоминают людей, которые, не стесняясь чувств, живут на полную катушку, наслаждаясь каждым прожитым днём. Яркие, тёплые и такие душевные картины автора дарят не только море позитива, но и заражают тягой к жизни, вызывая интерес и улыбку.

В.Д.Румянцев родом из города Череповца. Рисовал с четырех лет, семья переехала в Питер, где будущий художник получил образование и профессию. Сначала, по окончании Художественной школы им. В.А.Серова — «коммерческий художник» , продолжил в Гос. институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, СПб. Член Общества акварелистов СПб; Член Союза художников России... Это — официальная биография, выглядит она довольно стандартно и мало говорит о человеке. Совсем другое дело — акварели Румянцева. Котов в любом городе, в любом уголке России не считано — не меряно. Но не всем так повезло, как питерским: запечатлел их добрый художник, да что там, запечатлел! Воспел, можно сказать! По всей Европе разлетелись румянцевские коты в частные собрания и коллекции, до США добрались, побывали на выставках в Великобритании! Ну и в родной стране не только в частных, но и в музейных коллекциях живут, не тужат, нас, зрителей — любителей радуют! А уж на просторах интернета — смотри-любуйся, улыбайся-радуйся светлой фантазии художника.

Bird Born

Этот молодой и талантливый российский автор, работающий под псевдонимом, подарил нам кота Степана и его очаровательную спутницу Марию Васильевну.

Его очаровательные коты рассуждают о любви и дружбе, об отношениях друг с другом и родителями, о еде и погоде, о городах и стереотипах. И вызывают улыбку, у каждого, кто их видит.

Светлана Петрова и Заратустра

Рыжий кот Заратустра, живущий в Санкт-Петербурге со своей хозяйкой, художницей Светланой Петровой, является одним из самых известных котиков в Интернете.

А ещё он является главным героем знаменитых картин великих художников, куда Светлана Петрова помещает его с помощью фоторедактора. Заратустра был самым обыкновенным уличным рыжим котом, пока не попал в семью художницы Светланы Петровой. Новая хозяйка решила поэкспериментировать и с помощью фотошопа поместила изображение своего питомца на шедевры мировой живописи. Хвостатый питомец Светланы заменил саму Венеру на картине Боттичелли, попал в руки к Моне Лизе и стал богатырским котом на картине Васнецова. Заратустра так хорошо вписался в полотна кисти великих художников, что слава о нем облетела весь мир. Про нового персонажа известных картин стали говорить во всех странах земного шара от Японии до Америки.Заратустра попал в семью Светланы Петровой десять лет назад - в 2005 году. Мама художницы как-то раз принесла с улицы домой маленький рыжий комочек, в который сразу влюбились все домочадцы. Нового члена семьи назвали Заратустрой – по имени персонажа из книги Ницше.

«Я философ по образованию, отсюда и такое имя, - объясняет Светлана. – К тому же, прообразом Заратустры был Зараастр, пророк солнечной религии: кот как раз рыжий, похож на солнце».

Мама Светланы баловала своего любимца, много кормила и носила на руках, и вскоре тот из маленького беспомощного котенка превратился в важного, но очень добродушного толстого кота.

Питомец художницы очень любит фотографироваться: увидев человека с фотоаппаратом, кот тут же выходит в центр комнаты и начинает позировать. Для Заратустры это своего рода игра, от которой он получает огромное удовольствие. После фотосессии Светлана на компьютере вставляет изображения кота на известные картины и распечатывает их. Зачастую художница создает на полотнах новые элементы, прорисовывает отдельные детали красками.

И, наконец, мой любимый, неповторимы, странный, чудаковатый

Луис Уэйн

Луис Уэйн со своим котом Петром Великим, 1890-е годы
Луис Уэйн со своим котом Петром Великим, 1890-е годы

Похоже, к концу жизни он все-таки стал котом, иначе никак — в продуктивные времена Луис Уэйн производил до 600 рисунков с котами в год. Кэтленду он посвятил почти всю свою жизнь — 55 из 78 лет, — и неудивительно, что так и не смог (или не захотел) из него выбраться. Уэйн остался в истории как главный художник при кошачьем дворе.

Луис Уэйн родился в период самого расцвета викторианской Англии — в 1860 году — в семье торговца текстилем Уильяма Уэйна и француженки Жюли, работавшей графиком-оформителем. Будущий художник рос в кругу пяти сестер, был старшим, но болезненным и пугливым ребенком. Из-за слабого здоровья доктора запретили ему посещать школу до десятилетнего возраста.

В детстве его преследовали кошмарные видения: «Мне казалось, что я прожил сотни лет и видел в своем воображении необычайно сложные образы. Но еще меня преследовали привидения — на улицах и дома, днем и ночью». Попав наконец в школу, Луис часто ее прогуливал, ходил в музеи или наблюдал за кораблями в лондонских доках. Осенью он бродил в одиночестве по сельской местности и мог часами развлекать себя, раскладывая по цвету опавшие листья. Осенняя палитра впоследствии станет одной из излюбленных в работах художника.

Уэйн отучился в Школе искусств западного Лондона и стал преподавать, но работе помешала смерть отца: в двадцатилетнем возрасте Луису пришлось вернуться в родной дом, чтобы заботиться о матери и сестрах. Не имея возможности оставить их, он решился на карьеру художника-пейзажиста и занялся составлением портфолио. Но главное озарение пришло к нему одновременно с драматическим жизненным событием.

У Уэйнов работала гувернантка Эмили Ричардсон, в которую Луис и поспешил влюбиться — эта романтическая связь останется его первой и единственной в жизни. Чувство оказалось взаимным, но союз не понравился матери и сестрам: избранница была старше на 10 лет, к тому же из бедной семьи. Луис и Эмили бежали и в 1884 году поженились.

Шел 1884 год, кошачьи рисунки Уэйна появились в Illustrated London News, первой в мире иллюстрированной газете. Сначала это были кошки в разных позах — картинки, срисованные с Петра Великого. Но постепенно в них стали проявляться человеческие черты. Эмили не успела стать свидетельницей появления классической кошки Уэйна — в 1887 году супруга художника умерла.

Его рисунки были идиллическими: коты и кошки с улыбками до ушей выглядели и вели себя в точности как люди того времени — вышивали, читали книги, играли в теннис, наливали друг другу чай, музицировали, танцевали. Метод Уэйна был прост: он наблюдал за людьми в общественных местах и срисовывал их в виде котов и кошек. «Так я изображал двойную природу в своих рисунках, что делало их забавными», — рассказывал художник в эссе «Как я рисовал своих кошек».

В 90-е годы XIX века Уэйн работал сразу в нескольких популярных журналах того времени, включая The English Illustrated Magazine, The Windsor Magazine, Cassell’s, The Boy’s Own Paper и The Strand. Получив всеобщее признание, Уэйн стал частью сообщества британских иллюстраторов, среди которых были его кумиры и учителя — Альфред Прага, Гарри Фурнисс, Фил Мэй и другие. Особенно Уэйна восхищал карикатурист Мэй, чью простоту рисунка и картинки жизни викторианской Англии, публиковавшиеся в Punch и The Graphic, он считал эталонными.В 1890 году Уэйна приняли в президиум Британского Национального Кошачьего Клуба, для которого он разработал герб и придумал девиз: «Красота живет добротой». Этот пост не был формальным: Уэйн, например, помог выпустить первую племенную книгу кошек. Он публично выступал за равноправное место для кошек в доме и утверждал, что люди, которые имеют привычку ухаживать за этими животными, «не страдают от мелких недугов нервического рода, истерии или ревматизма».

«И все любители кошечек в личном обхождении милейшие люди», — заключал Уэйн.

После смерти жены Уэйн с матерью и сестрами (ни одна из которых так и не выйдет замуж), переехал в тихую пригородную местность. Семейство вело размеренную жизнь, а художник занимался боксом, фехтованием и плаванием, проводил много времени на воде, рыбачил и катался на лодках. Они жили спокойно и счастливо, но вдруг одна из сестер Луиса, Мэри, начала вести себя странно: ее стали мучить галлюцинации, ей казалось, что она покрывается язвами, как при проказе, а ее зубы выпадают. В возрасте 29 лет Мэри отправили в психиатрическую лечебницу, где она пробыла до самой смерти в 1913 году.

Слава Уэйна в эту пору только росла — с 1901 года стали выходить его ежегодники (Louis Wain’s Annual), для которых художник лично отбирал 70 иллюстраций. Эти журналы издавались до 1915 года и были самым желанным детским подарком на Рождество. Тогда же головы британцам вскружили почтовые открытки с рисунками Уэйна, которые он без устали производил, и в каждом была душа художника. Однако это не волновало пиратов, рисунки стали массово копировать. Уэйна же не заботили авторские права, за свою работу он брал недорого и на повышении гонораров не настаивал. В начале XX века при становлении индустриального общества такие простодушные люди просто не могли выжить — разумеется, художник оказался на грани разорения.

Спасение пришло из-за океана: Уэйна позвали иллюстрировать истории про кота по имени Грималкин для одной из газет империи медиамагната Уильяма Херста. Он планировал пробыть в США четыре месяца, но остался на два года — а после вернулся домой вообще с дырявыми карманами. Все заработанное в Штатах он рискнул вложить в изобретение какой-то чудодейственной лампы с бесконечным керосиновым маслом и прогорел. Она, конечно, так и не поступила в производство, но уверенность художника в чудесной природе мира это вряд ли поколебало.

ежегодники Луиса Уэйна Louis Wain’s Annual, выходившие в печать с 1901 года
ежегодники Луиса Уэйна Louis Wain’s Annual, выходившие в печать с 1901 года

В Англии Уэйн узнал, что мать умерла, а его имя на родине почти забыто. Но энтузиазму художника можно только позавидовать: он снова пустился в работу, оформлял открытки, обложки для книг и рекламу, занялся росписью керамических фигурок, которые получили название «китайских футуристических кошек» — всего он разработал девять моделей. Их отправили на продажу в США, но грянула Первая Мировая, и набитый игрушками корабль затонул, когда его подбила немецкая подлодка.

Как будто неприятностей было мало, судьба подослала Уэйну еще: он вывалился из автобуса и ударился головой о мостовую. Поползли слухи, что в деле была замешана кошка, якобы водитель сманеврировал, чтобы не задавить животное. Во время Первой Мировой Уэйн остался без заказов. Случалось ему покрывать счета даже своими собственными рисунками. Для поднятия солдатского духа он создал персонажа Томми Каткинса («Томми Аткинс» было распространенным прозвищем британских солдат ): на открытке под названием «Окопавшийся» котик в военной фуражке и с карабином сидит в траншее, наслаждаясь перекуром, и машет лапой. Тогда эта картинка большого успеха не имела, но сейчас считается одной из классических работ Уэйна.

Персонаж Томми Каткинс, которого Луис Уэйн придумал во время Первой мировой войны
Персонаж Томми Каткинс, которого Луис Уэйн придумал во время Первой мировой войны

После войны от эпидемии испанки умерла сестра Луиса Каролина. Ее смерть потрясла Уэйна, у которого с ней была особенно сильная связь. Художник продолжал иллюстрировать книги: в 1921 году вышел его последний ежегодник, в котором коты едва ли не сливаются с пестрым узорчатым, калейдоскопическим фоном. Так возникли первые признаки нового стиля Уэйна, над которым тогда впервые «прошелестело крыло безумия». Уэйн утверждал, что кошки очень чуткие создания и подвержены психическим заболеваниям — их может свести с ума испуг или страх наказания. Еще художник построил теорию о том, что кошки связаны с электричеством: они всегда возвращаются домой, потому что в них встроен компас с намагниченной стрелкой. А благодаря разрядам, проходящим по шерсти, они замыкают электрическую цепь.

опасный котик
опасный котик

Уэйн был увлечен теорией электричества и пытался наглядно изобразить волны, проводниками которых являются кошки, пока его картинка совершенно не распалась на фрактальные узоры.

Поздние работы Луиса Уэйна
Поздние работы Луиса Уэйна

Когда поведение художника стало совершенно невыносимым, его сестры обратились за помощью. В 1924 году Уэйна поместили в богадельню под названием «Спрингфилдская психиатрическая лечебница», где признали невменяемым. Целый год он провел в безвестности, совершенно один. Больницу часто посещали разные благотворители, среди которых оказался книготорговец Дэн Райдер — он обратил внимание на тихого мужчину, который сидел и рисовал кошек.

«Надо же, ваши рисунки — вылитый Луис Уэйн!» — воскликнул визитер. «Я и есть Луис Уэйн», — ответил пациент.

Когда о положении художника прознали, в его поддержку поднялась общественная кампания, к которой присоединился писатель Герберт Уэллс и даже премьер-министр Рамсей Макдональд. Слова Уэллса об Уэйне зачитали по радио «Би-би-си»:

Он изобрел стиль кошки, кошачье общество, весь мир кошек. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как кошки Луиса Уэйна, стыдятся самих себя.

В 1930 году его перевели в больницу Напсбури, поближе к сельской местности, Уэйн обрел относительный покой. Последние девять лет своей жизни он провел погрузив себя в чистое творчество — дедлайны уже не поджимали, и он мог пребывать в волшебном кошачьем мире.

Луис Уэйн «Я счастлив, потому что все меня любят»
Луис Уэйн «Я счастлив, потому что все меня любят»

Всем котиков и счастья!

ПыСы: друзья, большая часть этой статьи посвящена Луису Уэйну, потому что я автор и так хочу ))). И еще в мире очень много прекрасных художников, рисующих котиков, и одной статьей всех не охватишь. Просто, пишите в комментах о своих любимых.

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Также читайте блог одного увлеченного технаря)

Техника и жизнь