Найти тему

Война, гламур и элита. Интервью Ксении Соколовой (“Tatler”, “Vogue”).

“А на дамочке шубка беличья,

А на нём - воротник из бобра;

А как вынул он портсигарчик свой -

В ём без малого фунт серебра!

Ну, как водится, безработица:

«Скидавайте пальто и пинджак!»

Усадили их на кирпичики

И велели ботинки сымать…” Александр Сидоров “Босяцкие кирпичики”.

Казалось бы, гламур… Подумаешь, гламур… Когда вона… Война идет четвертый месяц. Однако, интервью с бывшим редактором татлеров и вогов Ксенией Соколовой было интересно с точки зрения продолжения разговора о российской элите. А уж если отбросить все экивоки, об отсутствии таковой. А еще точнее, о некоей странной (а может быть “нормальной”, но не “правильной” и не “красивой”) схеме ее существования.

Собственно в интервью достаточно было послушать три высказывания, которые все определяли и в каком-то смысле “разоблачали” российский глянец. Заявление первое (сделанное самой Соколовой). У нас не было своей аристократии и нам нужно было ее придумывать. “Придумывать” слово оригинальное (из интервью). Сюда добавлю от себя. Если мы говорим об элите, то это не только так называемая историческая “аристократия” со своими корнями, уходящими в глубь веков, которой у нас в силу исторических же особенностей (читай: катаклизмов) нашей страны практически и не осталось. Она есть… Но, ее катастрофически мало.

Также, элита, это не только набитые деньгами кошельки. Таких-то, к слову, у нас как грязи.

Элита, это, прежде всего те, кто имеет определенное влияние, в том числе и на принятие “государственных решений”. И конечно, такие люди, пусть их и не так много, у нас в наличие имеются. Но, тут важен еще один момент. Элита так или иначе ОБЯЗАНА быть на виду. Наши же, в силу опять же различных исторических особенностей, на виду быть “не любят”, а кроме всего прочего и “не умеют”. Им проще выдвинуть вместо себя в публичное пространства кого угодно, от жен до знакомых из различных медийно-социальных сфер. И взбивать эту пену “придуманной” элиты обильно сдабривая весь этот процесс своими финансами и коммуникативными возможностями.

Так, собственно и появился российский гламур, который под шумок короновал себя российской же элитой не будучи таковой де юре. Он стал надувать щеки, имея достаточно мощный тыл. Создавалось впечатления, что именно “эти”, лица которых попадались нам на страницах различного глянца, и есть “кровь от крови, плоть от плоти”. Мало того, “они” сами в это поверили. И в данном случае факт кандидатства в Президенты РФ Ксении Собчак, “смотрящей гламура”, лучшее тому доказательство. Глянец “придумал” не только “персонажей”, но и “нафантазировал” буквально всю их жизнь, которая к реальной России не имела никакого отношения. И все это было одной “фантомной индустрией”, существование которой поддерживалось все теми же финансами и возможностями тех, кто сам не хотел выходить “под луч медийного прожектора”.

Но, пришла война, которая всегда была и будет моментом истины. Взбивать пену становиться очень накладно, да еще и общество наше оказалось в настоящей блокаде в том числе и со стороны западного глянца, от которого наш тоже не плохо питался. Марки покинули страну. Бутики позакрывались. Кошелькам не до жиру. Тут и второе высказывание из интервью (пересказанные Соколовой слова ее знакомого из мира моды): “Я всегда себя считал участником чемпионата мира. А теперь я игрок какого-то сельского турнира…” Пузырь лопнул. Как и положено пузырю, сколько бабок в его надувание ни вкачивай. Оттого-то большинство из этих лиц “с обложек журналов” заторопились на запад. Не потому что они против войны, и у них есть какая-то своя “гражданская позиция”. Просто “там” их мир еще существует. Там они еще как-то востребованы, хотя ником уже и в голову не придет называть их “элитой”. Здесь же они попросту НЕ НУЖ-НЫ…

Они и сами поняли, что не только не нужны, но и ни на что не влияют. И здесь хорошо прикладывается третье высказывание (опять же знакомой Ксении): “Мы пассажиры самолета. До пилота достучаться невозможно. Летим. Наблюдаем…” Карета превратилась в тыкву. И как в той песне: “Тут заплакала горько дамочка,

Утирая слезу рукавом:

«Как пойдём мы в ночь непроглядную

В непролазной грязи босиком?!»

И сказал бандит наставительно:

«Выбирайте посуше вы путь -

И по камешкам, по кирпичикам

Доберётесь домой как-нибудь!»

Жаль, что не было там фотографа,

А то славный бы вышел портрет:

Дама в шляпочке и в сорочечке,

А на нём даже этого нет!”

И это, может быть, было бы смешно, если бы не было так печально. И я возвращаюсь к теме, которую поднимал в своей статье “Формирование национальной элиты”. Не может общество существовать без обозначенной в публичном пространстве элиты. Иначе ее место занимают такие “пузыри с пеной”. И от этого ничего кроме вреда для общества быть не может. Война, как ни странно дает нам шанс переформатировать нашу элиту. Это должны быть, прежде всего люди с корнями (не обязательно “аристократическими”, они должны знать не только свое родословие, но и иметь возможность и желание это родословие предъявлять обществу. Это должны быть люди с возможностями и влиянием, в том числе и на высшем уровне. Это должны быть люди, которые имеют возможность и ЖЕЛАНИЕ представить свою ИСторию всему обществу. Над этим и с этими людьми должны работать профессионалы. Вот почему необходимо сегодня (а СВО это только подтвердила) “Общество генеалогов и сторителлеров”, о насущности которого я писал в “Открытом письме Президенту”...

Элита необходима! ОНА есть часть надежного тыла армии, сражающейся с врагами Отечества. А не вот это вот все…