Средний класс, что это? Быть человеком «среднего класса» — это значит располагать набором жизненных удобств, иметь возможность дать детям приличное образование, научить их приемам бизнеса.
По существу, психология «среднего класса» — это психология мещанства, обывательщины со всеми присущими ей атрибутами: господством голого расчета, разобщенностью, взаимным недоверием и завистью. Это относится не только к прослойке более или менее состоятельных людей, но и к более широким слоям населения, которым образ жизни людей «среднего класса» навязывают в качестве образчика для подражания.
Психология «среднего класса» давно прижилась в России.
В последние годы наблюдалась одна характерная тенденция: представители «среднего класса» стараются не селиться в крупных городах, а предпочитают приобретать индивидуальные домики в пригородах.
Переселение в пригород — дело довольно дорогое. Самый дешевый загородный домик нередко покупается в кредит и за него еще приходится платить немалые деньги. Можно спорить о вкусах, но обычно он просторен, удобен, оборудован современной техникой. На первый взгляд это настоящий «женский рай». Но если приглядеться поближе, то именно такой загородный поселок, именно такой уютный домик представляет собой средоточие обывательщины и мещанства. Он как бы символизирует погоню за внешними признаками благополучия и скрывающиеся за этим пустоту, бессодержательность, оторванность, тоскливость жизни среднего россиянина и в особенности женщины.
С конца восьмидесятых годов в печати «с помощью миллионов слов, написанных для женщин и о женщинах», советским женщинам начали втолковывать одну идею: главное призвание женщин — отнюдь не в том, чтобы быть учительницами, поэтессами, физиками, адвокатами, словом, заниматься каким-либо общественно полезным трудом. Им внушали: ваша жизненная задача заключается лишь в том, чтобы добиваться совершенства в роли женщины и матери. Все, что вы должны делать, — это с ранних лет посвятить свою жизнь тому, чтобы найти мужа и рожать детей.
На страницах женских журналов был провозглашен лозунг: «Назад, в дом». Эксперты глубокомысленно учили женщин, как увлечь и поймать мужчину, как удержать его, как кормить грудью детей, как печь хлеб, готовить деликатесы, как одеваться, как вести себя женственно и привлекательно, и так далее и тому подобное. Из номера в номер журналы для женщин печатали повести и повестушки, героини которых захлебывались радостями семейной жизни.
О женщинах, сохранивших интерес к какой-то общественно полезной деятельности, журналы писали в тоне снисходительного пренебрежения, жалости, а чаще прямого осуждения. Им предсказывали неминуемое крушение личного счастья и всей судьбы в целом. Единственная профессия, которая считалась допустимой для женщины, — актриса, да и то в женских журналах старались говорить не столько о ее творческой деятельности, сколько о ее достоинствах как домашней хозяйки. Политика на страницы таких журналов проникала лишь в форме описания туалетов жены президента либо обстановки дома какого-либо заметного деятеля.
Женщин приучали вообще не задумываться над вопросом об их роли в обществе. Их убеждали, будто единственный ответ на вопрос «Кто я такая?» заключается в следующем: «Я жена Ивана Ивановича» или «Я мать Владика».
Пропагандой идеи «ухода женщин в дом» занимались не только специализированные женские журналы. Ученые мужи и дамы начали разрабатывать различные теории, доказывавшие физиологическую и моральную обреченность женщин выполнять исключительно функции матери и жены.
Но, столь усиленная обработка женщин имела и другую подоплеку. В России теперь главное — бизнес. По подсчетам торговых экспертов, основной контингент покупателей составляют женщины. Но для того, чтобы заставить их приобретать новые товары: пылесосы, стиральные машины и прочее домашнее оборудование — нужно было возвести в культ домашний образ жизни.
Женщин, «делающих карьеру», относят к числу наименее перспективных покупательниц. Зато особые надежды возлагаются на женщин с образованием, перешедших на роль домохозяек. Они восприимчивы к рекламе, большинство из них обуревает жажда жить «не хуже, чем соседи». На них-то и направил бизнес могучее оружие рекламы. С помощью увлекательных картинок рисовались блага, которые может принести женщинам использование тех или иных бытовых приборов, моющих препаратов, сортов обоев или муки, средств для натирки полов и т. д.
Мало-помалу объединенные усилия пропаганды, система воспитания и бизнеса давали результаты. Российские девушки, отказавшиеся от каких-либо идеалов и стремлений к общественно полезной деятельности, стали выходить замуж уже в старших классах школы.
Как бы это ни звучало парадоксально, но техника не высвобождает россиянку от своеобразного домашнего рабства.
Стремясь «выполнить свою роль женщины» в соответствии с навязанными ей пропагандой и рекламой стандартами, значительная часть женщин, как в стародавние времена, сама обшивает семью, разрисовывает обои, стирает, печет хлеб. Многие из них выходят из дома лишь для того, чтобы сделать покупки или сходить в гости. Духовный мир их крайне беден и узок.
Девочек воспитывают так, чтобы их интересы не выходили за пределы замужества, дома и семьи.
В последние годы, однако, социологи, а также врачи — прежде всего психиатры — столкнулись с рядом новых проблем, порожденных этим добровольно-принудительным уходом женщины в дом. Выяснилось, что роль «обитательницы хорошенького домика с красивыми окрестностями», провожающей мужа воздушным поцелуем из окна, чадолюбивой матери и рачительной хозяйки, улыбающейся при виде нового пылесоса, не столь легка и приятна, как она изображается на размалеванной рекламе. Многие женщины начали отдавать себе отчет в бессмысленности, предельной опустошенности своего существования.
Женщины, бросившие учение и профессию, посвятившие свою жизнь благоустройству дома и быта, превратившие стремление «жить не хуже, чем соседи» в главную цель и смысл своего существования, стали задавать себе вопрос: и это все?
И на самом деле, они нередко попадают в психиатрические больницы или становятся постоянными пациентками психиатрических центров. За последние годы врачи отмечали невиданный рост неврастении, раздражительности, алкоголизма среди женщин.
Участились случаи самоубийств среди женщин, причем самоубийств без всякой видимой причины, порожденных глубоким внутренним унынием, безрадостностью, бесцельностью существования в хваленом «царстве женского счастья».
Конечно, не так много домохозяек из пригородов кончают или пытаются кончить жизнь самоубийством... Но с тех пор, как женщины в России взялись выполнять свою женскую роль в качестве домохозяек, «они перестали жить с интересом, с радостью, с сознанием осмысленности своего существования, а ведь именно это характеризует подлинно здоровое человеческое существование».