Найти тему

«ВИТЯЗЬ» В ЛЕДОВОЙ ШКУРЕ

-2
-3
-4

На Земле Александры испытали экологически безопасную новую технику для Арктической группы войск Северного флота.

Для любителей поездок «за туманом и за запахом тайги» нет более романтического места в России, чем Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Посетить эти забытые богом, но не людьми места, а уж тем более побывать на российской военной базе «Арктический трилистник» – это большая удача, о которой человек, даже не влюбленный в Арктику, будет вспоминать всю жизнь.

На краю Земли

Сотрудникам Машиностроительной компании «Витязь» Михаилу Диденко и Юрию Щеглову из города Ишимбай Республики Башкортостан, можно сказать, крупно повезло. Причем повезло в буквальном смысле слова: во время двухмесячной командировки они путешествовали по Земле Александры на опытных образцах гусеничного двухзвенного транспортера (ДТ), созданного специально для эксплуатации в полярных широтах.

Условия для обкатки новой модификации базового шасси «Витязь» выбрали самые что ни на есть экстремальные, когда на остров опустилась полярная ночь. Она здесь длится с 18 октября по 22 февраля.

– Небо затянуто облаками, сквозь которые звезды едва светят, а на земле – пронизывающий ветер с Северного полюса и пурга заметает всё вокруг. Отошел на несколько шагов от базы – и уже не видно ни зги. Поэтому с территории базы мы выезжали только на вездеходах, а всё свободное время проводили в общежитии, – рассказал водитель-испытатель Михаил Диденко.

Слесарь-электрик Юрий Щеглов – опытный полярник. У него уже третья поездка на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Кажется, он всё повидал и всё испытал. Однако в этот раз, по словам Юрия Щеглова, было особенно сложно:

– На открытой местности сильнейшие порывы ветра сбивали с ног. На улицу выходили редко. Выезжали только на нашей технике, и не раз радовались тому, что одна из машин имела третье звено с жилым модулем.

По сути, это дом на гусеницах – свое электроснабжение, обогрев, кондиционирование и вентиляция. В нем можно относительно комфортно разместиться на длительное время, когда температура за бортом опускается до 50 градусов мороза.

– Каждый раз, преодолевая реки, сопки, встречаясь с белыми медведями, вновь ощущаю себя в роли первооткрывателя, – признается Юрий Александрович.

Рядом с «Арктическим трилистником» поселился белый мишка, привлеченный запахом вкусной еды. Его периодически пытались отогнать, но он упорно не желал уходить от уютного жилища людей. А однажды, во время чаепития, один из испытателей увидел в окне этого мишку, который буквально прилип черным носом к толстому оконному стеклу. Поэтому от пеших прогулок вокруг базы пришлось отказаться.

Было бы обидно улететь, не побывав в совершенно уникальном уголке Земли Александры – на круглогодичной стационарной полевой базе «Омега», входящей в состав национального парка «Русская Арктика». И такая экскурсия состоялась. Испытатели своими глазами увидели это удивительное место, полноправными хозяевами которого являются песцы, моржи, гренландские тюлени и нерпы и где находится один из крупных ареалов обитания белого медведя.

А в последний день командировки Арктика подарила гостям из Башкортостана настоящее светопреставление. Студеное небо наконец-то освободилось от облаков, и над аэродромом вспыхнуло и заиграло северное сияние, словно сам космос обратился к людям на своем непонятном для землян языке. Все, кто стал свидетелем этого удивительного явления, схватились за фотоаппараты.

– Такую красоту больше нигде не увидишь. Ради нее можно и на край земли ехать! – убеждены наши герои.

Для них командировки на край земли не такая уж и редкость. Испытания различных модификаций техники, созданной на базе шасси ДТ «Витязь», идут не первый год.

Крайний Север – это вам не Париж-Дакар

В 2017 году Юрий Щеглов на двухзвенном гусеничном транспортере ДТ-10ПМ участвовал в арктической экспедиции, организованной Минобороны РФ для испытания в условиях Крайнего Севера новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. По сравнению с тем походом авторалли Париж-Дакар – детский сад. Колонна вездеходов «Витязь» прошла от поселка Тикси Республики Саха (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому торосистому полю моря Лаптевых, через проливы между островами и в прибрежной зоне. За 30 суток в экстремальных условиях машины преодолели почти две тысячи километров и ни разу не подвели участников экспедиции.

Справка

На протяжении пяти лет двухзвенные транспортеры семейства «Витязь» успешно эксплуатируются в Арктическом регионе. Известны модели ДТ-10ПМ, ДТ-20ПМ и ДТ-30ПМ, цифры обозначают грузоподъемность, буква «П» – плавающий, «М» – модернизированный. Самая габаритная модель – ДТ-30ПМ. Двигатель мощностью 710 л.с. позволяет развивать скорость движения по суше до 44 км/ч, а на плаву – до 5 км/ч. Запаса топлива хватит на 700 км пути.

На вооружении береговых частей Северного флота с 2018 года состоит арктический вариант зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ» (9K331МДТ) с боевой машиной на базе гусеничного двухзвенного транспортера ДТ-30.

С 2019 года на Северном флоте «служит» зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СА» (буква «А» означает арктический), есть и машины тылового обеспечения. В частности, ЗРПК «Панцирь-СА» состоят на вооружении тактической группы флота на острове Земля Александры. Претензий у военных к вездеходам нет.

Транспортеры Машиностроительной компании «Витязь» уверенно чувствуют себя на бездорожье при температуре до 50 градусов мороза. Ходовые возможности позволяют преодолевать участки лесистой и болотистой местностей, не тонуть в водоемах и глубоких арктических снегах. Как утверждают официальные представители АО «Машиностроительная компания «Витязь», вездеход способен без предварительной разведки «преодолеть большие пространства, недоступные для других наземных транспортных средств».

За надежность отвечаем

К преимуществам своих машин специалисты предприятия относят неприхотливость, маневренность, достаточно высокую скорость движения по бездорожью, большой запас хода, грузоподъемность и плавучесть.

Однако история развития военного транспорта для Арктики «Витязем» не заканчивается. Остается незанятой довольно большая ниша в среднем сегменте транспортных средств. Заявку на него сделала корпорация «Военно-промышленная компания», которая позиционирует себя как стратегический партнер государства в сфере поставок специализированной бронетехники для нужд военных и силовых структур Российской Федерации. Корпорация обладает государственной лицензией на разработку, производство, испытания и реализацию вооружения и военной техники.

На форуме «Армия-2020» она впервые представила гусеничный плавающий снегоболотоход 5901. Согласно пресс-релизу, проект 5901 предназначен для перевозки грузов до 5 т. Отличительное свойство этой машины – более низкое по сравнению с «Витязями» среднее удельное давление на грунт. При использовании специальных широких гусениц оно не превышает 0,25 кг на квадратный сантиметр. В комментарии ТАСС гендиректор ВПК Александр Красовицкий сообщил, что этот показатель «намного меньше, чем у человека». Такая, можно сказать, деликатность воздействия на хрупкий растительный покров поможет сберечь тундру для обитающих за Полярным кругом животных и в конечном счете для сохранения флоры и фауны этого российского региона.

По материалам еженедельника «Звезда».

Фото: из архива Юрия Щеглова.