В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ одним из обязательных требований к содержанию документации об осуществлении конкурентной закупки является необходимость указания требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. А в случае, если заказчиком в документации о закупке не используются установленные требования, в документации должно содержаться соответствующее обоснование такой необходимости.
Требований к такому обоснованию законодательство не устанавливает, фактически оно составляется в свободной форме (если форма обоснования не предусмотрена Положением о закупке либо каким-то внутренним локальным документом). Но при этом следует учитывать, что основное назначение обоснования заключается не просто в его наличии в составе комплекта закупочных документов, а именно в том, чтобы объяснять, для чего конкретно заказчику необходимы характеристики продукции не по стандарту.
К основным, наиболее часто выявляемым нарушениям данного требования можно отнести нижеследующие.
1. Использование ссылок на недействующие стандарты.
Указанный заказчиком в Техническом задании ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» утратил силу еще в 2017 году, что свидетельствует о том, что Заказчиком не должным образом установлены требования к работам, а равно о нарушении требования п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (решение Московского УФАС России от 06.04.2020 по делу № 077/07/00-4419/2020).
2. Указание на действующие стандарты с одновременным установлением характеристик, им не соответствующим.
Комиссией УФАС установлено, что указанные в приложении к извещению контрольные значения к индикатору химическому паровому не соответствуют требованиям ГОСТ ISO-11140-1-2011, на который ссылается заказчик, а также паспорту на стерилизатор, который имеется у последнего в наличии, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (решение Свердловского УФАС России от 17.04.2020 № 066/01/18.1-1371/2020).
3. Установление характеристик, не предусмотренных действующим стандартом, без обоснования такой необходимости.
В Техническом задании установлены показатели, не предусмотренные ГОСТ Р 58724-2019: искусственная трава должна быть изготовлена методом зигзагообразного тафтинга (в стандарте указано, что покрытие изготавливают методом тафтинга); цвет покрытия должен быть двуцветный и содержать нити темно-зеленого и яблочно-зеленого цветов <…> ; разметка должна быть изготовлена тем же способом, что и искусственная трава, и обладать теми же характеристиками. Вместе с тем, какого-либо основания использования нестандартных показателей в нарушение п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчиком приведено не было (решение Новгородского УФАС России от 18.06.2021 № 053/07/3-439/2021).
4. Установление ссылок на неподходящие стандарты.
В Техническом задании документации установлены требования к поставляемому товару, в том числе требования о соответствии картона характеристикам ГОСТ 20283-89. Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия УФАС установила, что ГОСТ 20283-89 содержит требования к бумаге обложечной (решение Московского УФАС России от 12.10.2016 № 1-00-1806/77-16).
5. Использование общих формулировок, не позволяющих определить, каким именно стандартам должна соответствовать продукция.
Заказчиком установлено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе: ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 8594-80, ГОСТ 6825-91, ГОСТ 2491-82 и т.д. При этом Комиссией УФАС установлено, что инструкция не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице, что препятствует надлежащему заполнению заявки и ограничивает количество участников закупки (решение Московского областного УФАС России от 16.03.2021 № 8383эп/21).
6. Формальное обоснование характеристик, установленных не по стандарту.
В примечании к технической части документации указано, что в случае, если в описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии обусловлена наличием у заказчика определенных потребностей, связанных со спецификой его деятельности, данные показатели, требования, условные обозначения являются важными и необходимыми для выполнения функций заказчика, а их использование направлено на приобретение товара, в наилучшей степени отвечающего потребностям заказчика.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что такое примечание не удовлетворяет требованиям п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (Решение Саратовского УФАС России от 30.03.2021 по делу №064/07/3-278/2021).
Все рассмотренные нарушения являются типовыми и часто встречаются в правоприменительной практике.
В связи с чем хотелось бы порекомендовать заказчикам обращать внимание на те стандарты, которые указываются ими в закупочных документациях.
Важно, чтобы используемые стандарты были действующими на день размещения закупки. И в случаях, когда заказчику действительно требуется продукция, характеристики которой отличаются от стандарта, не забыть подготовить обоснование, ясно описывающее причины такого отклонения. Ну а если по каким-то причинам объяснить такую потребность не получается, тогда наиболее подходящим и минимизирующим риск заказчика решением было бы проведение иного неконкурентного способа закупки.
Это еще одна причина, по которой заказчикам может быть интересным включить в Положение о закупке, помимо конкурентных способов и закупки у единственного поставщика, также иной неконкурентный способ.
Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 6 (94), июнь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: