Порядок осуществления конкурентной процедуры, проводимой в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон № 223-ФЗ), предусматривает два вида протоколов:
- протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки;
- протоколы, составляемые по итогам конкурентной закупки.
Ранее Закон № 223 обязывал указывать в итоговом протоколе наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица) участника закупки, с которым планируется заключить договор (в случае, если по итогам закупки определен ее победитель), в том числе единственного участника закупки, с которым планируется заключить договор. Данная норма утратила силу с 1 июля 2018 года. При этом в случае невнесения данных изменений в положение о закупке заказчика, и содержания в таком положении необходимости указания данной информации в итоговом протоколе, заказчики обязаны включать их в протокол, чтобы не нарушать нормы своего основного локального закупочного документа – положения о закупке.
Следующий вопрос, на котором следует акцентировать внимание в рамках рассматриваемой темы – порядок размещения протоколов, составленных в ходе закупки, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Постановление № 908).
Данный порядок предусматривает те самые основания для признания закупки несостоявшейся, которые заказчик должен указывать в протоколах:
а) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что не подано ни одной заявки;
б) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения все заявки отклонены;
в) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка;
г) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения отклонены все заявки, за исключением одной;
д) конкурентная закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам ее проведения от заключения договора уклонились все участники закупки.
Также в соответствии с пунктом 34 Постановления № 908, протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать помимо информации, указанной в статье 3.2 Закона № 44-ФЗ, сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом № 223-ФЗ и положением о закупке.
Далее обратимся к следующей норме Постановления № 908, а именно к пункту 35, который указывает на необходимость размещения протоколов, составленных в ходе закупки, также в графическом виде. Пункт 9 того же Постановления устанавливает, что под графическим видом понимается файл с графическим образом оригинала документа.
В случае неразмещения Заказчиком протоколов в графическом виде, действия Заказчика не соответствуют пункту 35 Постановления № 908, нарушают части 5, 12 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Решение ФАС России от 12.02.2020 № 223ФЗ-124/20).
Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным надлежащим образом после размещения в ЕИС самого протокола и его графического вида только после подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в ЕИС информации от имени заказчика.
Для размещения информации о внесении изменений в протокол, представитель заказчика вносит такие изменения в протокол и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 Положения (речь об электронном виде протокола, размещенного в графическом виде), а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Постановления № 908 (речь о документе, содержащем перечень внесенных изменений).
Автор статьи: Анна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 6 (94), июнь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: