Чтоб вы понимали, каков средний балл в этом году, приведу статистические данные Рособрнадзора:
ЕГЭ по литературе сдавали около 42,5 тысяч человек. Из них около 8 тысяч участников - отличники (81+ баллов). Стобалльный результат - у 1072 выпускников. Средний тестовый балл - 60,8.
В прошлом году – средний балл был 66. Стобалльников – 1355. Высокобалльники – 10250.
В конце апреля изменили шкалу перевода первичных баллов, теперь 1 ошибка стоит 3-4 балла. Очень большой отрыв в баллах получается.
И вот результаты этого года: у Вики 59 и у Насти 68. У моей дочки – 87.
Например, дочка сделала только 3 (!) ошибки. В прошлом году это было бы 90 баллов. В этом году – 87.
Настя занималась у меня с середины ноября. Мы восстановили с ней знания по программе 10 класса, разобрали некоторые произведения из 9 и 11 классов. Её преимуществом было то, что она прочитала большие романы – «Войну и мир», «Тихий Дон», знала наизусть стихотворения, в том числе авторскую песню. А с февраля мы начали работу по критериям, ученица писала сочинения разных форматов. Настя хорошо усвоила требования, её пробник, который мы написали в конце мая, показал, что прогресс есть. Мы его подробно разобрали, и Настя упорно трудилась, писала сочинения и решала тесты. Иногда сама себе ставила задачу написать трудное сочинение или даже весь вариант и присылала мне на проверку.
В результате 1 ошибка в тесте, сочинения 5, 10 и 11 оценены на максимум баллов. В 6 сочинении она потеряла 2 балла. За большое сочинение 12 получила 14 баллов из 18, потеряв за глубину раскрытия, термины, обращение к тексту и за речь. В целом я довольна: 68 баллов для Петербурга – это очень хорошо. Настины достоинства – быстрый, ухватчивый ум и волевые качества – сыграли свою положительную роль.
Вот пример одного её сочинения, оценённого на максимальный балл:
Больше всего мне обидно за Вику. На её промахи принципиальный эксперт глаза не закрывал. Мы с ученицей занимались с 9 класса и глубоко разбирали все произведения программы. Вика прочитала всё, большие произведения тоже: «Войну и мир», «Тихий Дон» и «Доктора Живаго», не говоря о «Мастере и Маргарите». Она вела словарь терминов и выписывала цитаты. Из всех моих учеников последних 3 лет она глубже понимала и чувствовала искусство слова, обращала внимание на детали и могла сравнивать идеи произведений. С февраля мы готовились уже по критериям, написали много сочинений.
И вот результат – 59 баллов. За все сочинения она набрала максимум баллов за глубину понимания и раскрытие темы. Да, речевые ошибки были, была и 1 ошибка в тесте. Но самое обидное – это потеря баллов за привлечение текста. Эксперт счёл, что текст привлечён на уровне пересказа. Хотя Вика ссылалась на эпизод, сцену, но не проговаривала, какой приём здесь использован и для чего автор это делает. И вот это оказалось самым важным при оценивании. Да, мы изучали критерии, про авторскую позицию говорили, про термины тоже. Но Вика работала со смыслами и забыла про формальные вещи.
Из предложенных тем для большого 12 сочинения Вика выбрала 12.5 – самую свободную и творческую, такая тема появилась именно в этом году. Кстати, Вика поступает на дизайн и фотоискусство. И я не могу не привести её сочинение, тем более что она набрала за него 15 из 18 баллов (максимум за глубину и раскрытие темы):
И такая творческая девочка получила только 59 баллов. Если здесь есть коллеги, объясните, почему сняли 1 балл за привлечение терминов? Ведь мы насчитали 6 терминов. Получается, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на высокий балл, важно еще хорошо знать критерии и структуру экзамена. И идти по критериям, как по рельсам.
В связи с этим так и хочется спросить: смог бы Пушкин или Толстой сдать ЕГЭ по литературе? И вообще способен ли экзамен проверить реальные знания? Или это больше о натасканности?
А вот мнение эксперта:
«…система оценивания заданий с развернутым ответом немного размыта. Литература – это не точная наука (как математика, например). Как результат — окончательная оценка часто зависит от субъективного мнения эксперта в большей степени, чем от критериев. При постоянной работе с форматом экзамена — над пониманием структуры, типичных ошибок, критериев — можно обойти даже тех, кто по факту знает литературу».
Литература — это достаточно сложный предмет для сдачи в форме ЕГЭ; предмет, который многие выпускники боятся сдавать. Да, для успешной сдачи необходимо знать до мелочей все произведения школьной программы, иметь огромный запас в памяти цитат и знаний по теории литературы.
Поэтому я поздравляю моих выпускников этого года! Вы по-настоящему трудились и сделали всё возможное. А баллы, учитывая принципиальность петербургских экспертов и новую шкалу перевода, дело преходящее. Главное – ваши знания!