Если вы смотрели «Список Шиндлера», то помните сцену, в который нацист оставляет в живых еврейскую пианистку, которая играет Шопена. Такая история случилась на самом деле с Натальей Карп (тогда ещё Вайсман): если бы не Шопен, она была бы убита вместе со своей сестрой.
История спасения сестёр Вайсман началась в гетто польского городка Тарнув, откуда они пытались сбежать вместе со своими друзьями в надежде перебраться в Словакию. Надежда не оправдалась: они попали прямо в руки гестаповцев, которые отправили их в ещё более страшное место — печально известный лагерь смерти Плашув. Их поместили в барак для приговоренных к расстрелу, и они бы погибли уже через несколько дней, если бы не случилось так, что как раз в это самое время лагерный комендант Амон Гет праздновал свой день рождения: он очень любил классическую музыку, и потому приказал Наталье играть на его празднестве.
«Мне было нестерпимо страшно, — вспоминала годы спустя Наталья. — Был 1943-й, я не играла уже четыре года, а мои пальцы едва гнулись. Но я понимала, что музыка – единственный шанс спасти жизнь себе и сестре».
Наталья начала играть свой любимый ноктюрн Шопена до-диез минор, наполненный глубокой печалью, который отражал состояние её души.
Амон Гет был так сильно впечатлен игрой Натальи, что принял решение отменить расстрел и оставить в живых ее саму и ее сестру.
«9 декабря 1943 года стал для нас вторым днём рождения», — говорила Наталья.
Спустя какое-то время сестёр перевезли в Освенцим, но им удалось выжить и там. После окончания войны Наталья вышла замуж и вернулась к музыке, став известной на весь мир пианисткой.
#Холокост