Первые попытки привлечь студенчество к научной работе в вузе предпринимались еще в середине 1930-х гг. В те годы не было единой общевузовской студенческой организации, однако отдельные кафедры уже создавали студенческие научные кружки. Одной из первых такой кружок организовала в 1935 г. кафедра народно-хозяйственного планирования; его руководителями стали преподаватели Колюбакин и Чистяков. Кружок был рассчитан на работу студентов старших курсов и предполагал их участие в исследовании таких вопросов, как методология разработки народ- 239 но-хозяйственного планирования на 1935 г., балансовый метод планирования, методика составления денежных доходов и расходов, планирование в сельском хозяйстве, роль стахановского движения в планировании34. Особого успеха кружок не добился из-за слабой заинтересованности студентов, и вскоре он распался. Такая же судьба постигла в 1938 г. кружок кафедры экономической географии. Более успешными оказались кружки кафедры бухгалтерского учета по изучению техники счета: на логарифмической линейке, которым руководил профессор Н.С. Аринушкин, и на арифмометре, который вел доцент В.И. Шишлин. Эти прикладные, по своей сути, кружки были популярны у студентов, но быстро прекращали деятельность. Непродолжительной оказалась и работа кружков по математике и политэкономии. В дальнейшем основное внимание руководства института было сосредоточено на создании специальных условий для работы со студентами-отличниками, и только после окончания Великой Отечественной войны научная работа студентов стала более систематической и планомерной. С 1946 г. студенчество стало участвовать в работе по созданию связей с производством. Научные кружки появились и у каждой профилирующей кафедры: философии, политической экономии, экономической географии, экономики промышленности, экономики сельского хозяйства, нархозпланирования, советского государства и права35. В 1950 г. был выпущен специальный сборник лучших студенческих работ. Тематика студенческих работ стала опираться на материалы производственных предприятий, с которыми сотрудничал КПИ (прежде всего, 4-го ГПЗ). Студенты разрабатывали лицевые счета стахановцев 4-го ГПЗ, методику расчета среднепрогрессивных норм, экономическую эффективность поточного производства и др.
(1897-1966) - профессор кафедры экономики промышленности
В 1949-1966 гг., блестящий лектор и глубоко эрудированный экономист. Родился в г. Гомеле Могилевской губернии (ныне - областной центр Республики Беларусь) в семье столяра. Окончил четырехклассное городское начальное училище г. Режице и Гомельскую гимназию в 1917 г. В 1919 г. окончил Коммунистический университет им. Свердлова в Москве, в 1925 г. - экономический факультет Института Красной профессуры. С 1918 г. состоял в РКП(б). После службы в профсоюзных организациях работал на руководящих должностях в Госплане СССР, активно участвовал в составлении первого пятилетнего плана. В 1931- 1933 гг. стал организатором и первым директором Всесоюзной плановой академии в Москве, в 1933-1936 гг. заведовал промышленным отделом Московской плановой комиссии, в 1936-1939 гг. был главным редактором экономической литературы центрального Государственного социальноэкономического издательства (Соцэкгиз). Одновременно с этим преподавал в Коммунистическом университете, в Институте Красной профессуры, Плановой академии, Московском плановом институте, где с 1942 г. заведовал кафедрой экономики промышленности. В 1949 г. был переведен в КПИ, где в 1950-1951 и 1953-1955 гг. заведовал кафедрой экономики промышленности. Ректор КПИ А.И. Носков считал его одним из своих учителей.
В декабре 1949 г. на базе существовавших в КПИ студенческих кружков было создано Студенческое научное общество (далее - СНО). Председателем совета общества был избран студент 3-го курса Н.В. Иванов, сталинский стипендиат, участник Великой Отечественной войны, его заместителем - Н.А. Ефремов, научным руководителем - уважаемый и любимый всеми студентами вуза профессор Х.А. Рапопорт . За первый год работы в СНО вступило 135 человек, в среднем около 30- 35 студентов с каждого курса, в том числе первокурсники. Основная работа общества в первые годы была сосредоточена на обобщении работы стахановского движения 4-го ГПЗ.
Родился в Оренбургской области в семье кузнеца. В 1941 г., в 16 лет, через три дня после окончания школы, приписав себе один год, отправился на фронт. В январе 1942 г. окончил Ульяновское военнопехотное училище. Имел три боевых ранения. Награжден орденом Красной Звезды и семью медалями. После тяжелого ранения в 1943 г. был демобилизован, работал на родине военруком в сельской школе, затем секретарем Бугурусланского райкома ВЛКСМ, В 1947-1951 гг. учился в Куйбышевском плановом институте, по окончании которого оставлен на работе при институте, сначала зав. кабинетом политэкономии, а с апреля1952 г. преподавателем кафедры народно-хозяйственного планирования, где проработал до конца жизни. Кандидат экономических наук (1961), доцент (1967). Декан промышленно-экономического факультета (1970-1972), факультета планирования народного хозяйства (1972-1980).
С самого начала исследовательская деятельность научных студенческих кружков была связана с курсовыми работами: лучшие курсовые работы обсуждались на кафедрах, а лучшие студенческие доклады принимались как курсовые работы. Лучшие доклады - Н.В. Иванова, А.П. Кумарина и еще четырех студентов - были представлены на городском смотре студенческих работ. Оставшись работать в КПИ после окончания учебы, Н.В. Иванов защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом, а затем деканом.
Научные кружки не только повышали уровень самостоятельной работы учащихся, но и способствовали расширению связей КПИ с производством. При кафедре экономики и организации промышленных предприятий работал научный кружок, члены которого принимали участие в подготовке перевода цехов заводов Средневолжского станкостроительного и КАТЭК на хозяйственный расчет.
Активное участие студенты принимали также в подготовке и составлении стахановского плана технического, промышленного и финансового развития 4-го ГПЗ на 1954 г. Они проанализировали эффективность рационализаторских предложений рабочих и ожидаемой экономии на 1954 г., провели "комплексную фотографию" рабочего дня. "Фотографией" в то время называли полное хронометрическое обследование рабочего дня: пошагово записывались все действия, которые совершали работники того или иного цеха. "Фотография" была составлена для всех основных цехов 4-го ГПЗ.
Члены научного кружка, проходившие практику на 4-м ГПЗ, Куйбышевской ГЭС и других предприятиях, помогали заводам и строительству в разработке мероприятий по мобилизации внутренних резервов. Все это позволило студентам подготовить ряд научных работ, практическая значимость которых была признана и преподавателями, и представителями производства. К таким исследованиям относились работа Махалова и Селиванова "Опыт определения оптимальных партий и незавершенного производства в автоматно-токарном цехе 4ГПЗ", работа Мироновой и Сухининой "Расчет незавершенного производства по инструментальному цеху", работа Чернышевой "Опыт оперативнокалендарного планирования на строительстве Куйбышевской ГЭС" и др.
С 1953 г. комсомольские организации КПИ и 4-го ГПЗ стали проводить студенческие научно-практические конференции по проблеме изыскания и использования резервов производства, привлекая к сотрудничеству и другие городские предприятия.
К середине 1950-х гг. в СНО входило уже 190 студентов, исследовательская работа которых проходила в девяти научных кружках: по философии (руководитель Г.С. Галиев), политической экономии (руководитель Г.Н. Черкасов), экономической географии (руководитель И.И. Мирский), технологии (руководитель М.В. Пономарева), статистике (руководитель К.А. Фавстов), экономике промышленности (руководитель Х.А. Рапопорт), экономике сельского хозяйства (руководитель П.Н. Макаров), народно-хозяйственному планированию (руководитель В.Е. Каршин) и английскому языку (руководитель А.И. Бережнова). В течение года студенты проводили 2-3 заседания кружка, на которых выступали 1 242 с докладами, а затем принимали участие в общеинститутской научной конференции или в городском смотре научных студенческих работ.
С годами количество студентов, заинтересованных в научной работе, росло. Это свидетельствовало о возросшем интересе учащихся вуза к научным проблемам. Опыт работы в научных кружках помогал студентам не просто успешно подготовиться к защите выпускной квалификационной работы, но и обучаться в дальнейшем в аспирантуре. Наиболее успешным студентам ректор лично предлагал продолжить профессиональную подготовку в аспирантуре, а затем остаться преподавать на одной из кафедр института, в зависимости от темы специализации в аспирантуре.
Органом стенной печати научного общества студентов КПИ являлся "Бюллетень СНО", в котором отражалась работа кружков, отдельных членов СНО, новинки экономической литературы. За 1953/54 учебный год было выпущено три таких бюллетеня. Однако среди недостатков функционирования СНО руководство вуза называло слабую популяризацию лучших студенческих работ в институте, недостаточно развитую коллективную работу над темами, отсутствие помощи от профорганизации института.
К 1960 г. студенческое научное общество института еще больше выросло и насчитывало 216 человек, т.е. почти половину всех студентов дневного факультета (44,3%), которые были объединены в 10 студенческих научных кружков. Большие усилия студенты прилагали для формирования более интенсивных связей с производственными предприятиями: проводили на заводах, в районах или в колхозах производственные конференции, выступали с докладами, которые тщательно и загодя готовили для этих мероприятий. Тематика выступлений была просветительско-пропагандистской: "Что даст колхозу имени Ленина Богатовского района использование достижений науки и передового опыта", "Если хозяйство вести расчетливо", "Пути повышения производства и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции" и т.п. Кафедра экономической географии традиционно снаряжала студентов в экспедиции для описания районов и сбора материалов об их природных условиях. Студенты составляли очерки с экономико-географическими характеристиками отдельных поселений и уникальные альбомы карт по сельскому хозяйству, в которых отражались структура и специализация отдельных колхозов и совхозов. Усмотревшие перспективы в развитии студенческой науки В.А. Арефьев и В.Е. Каршин предложили выпускать лучшие научно-исследовательские работы студентов отдельным сборником.