«Не бывает промежуточного состояния: страна является или суверенной, или колонией», — разъяснял накануне реалии современного мира Владимир Путин. Президент России специально собрал молодых бизнесменов и ученых, чтобы определить, где сейчас находится страна и как будет двигаться вперед. Попутно глава государства объяснил, что РФ не виновата в мировом росте цен, и предупредил зарубежные компании, что они еще пожалеют об уходе. О том, как ученые завидовали айтишникам и жаловались на компании, привыкшие к «блестящему и красивому» импорту, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Если экономика будет хромать, чихать и кашлять, тогда все. Тогда какая консолидация общества?»
Перед началом встречи Владимир Путин посчитал нужным объяснить молодым предпринимателям, инженерам и ученым, для чего их собрали на ВДНХ. Как отметил президент России, он сам попросил администрацию и правительство организовать встречу, чтобы обсудить, где страна находится, как движется вперед и как сделать так, чтобы это движение не просто было, а «шло на пользу стране, всем участникам этого замечательного процесса». Путин заверил, что постарается отреагировать на все озвученные идеи. «Мне это делать проще, чем вам, я просто даю поручения: вам нужно самим что-то придумывать, а мне — просто послушать вас и дать поручение», — посмеялся глава государства, а вместе с ним и весь зал. Оказалось, что даже площадку для беседы выбрали не просто так, а чтобы показать «колоссальный путь» изменений России. Ведь сначала ВДНХ была примером достижений, потом превратилась в «помойку», а сейчас постепенно меняется к лучшему.
Впрочем, еще до выступления гостей у президента нашлось несколько соображений о текущем положении дел. Мир стремительно меняется, и для того, чтобы лидировать хоть в чем-то, любая страна должна обеспечить свой суверенитет. По словам Путина, третьего не дано: либо государство самостоятельное, либо это колония, как бы ее ни называли. Примеры колоний российский лидер приводить не стал, чтобы никого не обидеть, но предупредил: «Колония исторических перспектив все-таки не имеет, шансов выжить в такой жесткой геополитической борьбе. А она была всегда — я хочу просто, чтобы это было понятно, — не то что вот мы смотрим, что происходит вокруг нас и с нами, рот открыли: ах, ничего себе! Да так всегда было, понимаете, и всегда Россия оставалась, была на острие происходящих событий».
Для России сегодня важно обеспечить военно-политическую, экономическую, технологическую самостоятельность. Наконец, в современном мире важен общественный суверенитет — чтобы общество сплотилось для решения общенациональных задач, уважало свою культуру, языки и народы. «Нет этой консолидации — и все будет рассыпаться», — объяснял Путин азы подрастающему поколению. И подчеркнул, что, если экономика будет «чихать и кашлять», никакой консолидации не произойдет.
Разумеется, не обошлось без исторического примера, благо незадолго до встречи глава государства осмотрел выставку, посвященную Петру I. «Вот Петр I Северную войну 21 год вел. Казалось бы, воевал со Швецией, что-то отторгал… Ничего он не отторгал, он возвращал! Так и есть. Все Приладожье, там, где Петербург основан. <…> Там испокон веков наряду с финно-угорскими народами жили славяне, причем эта территория находилась под контролем Российского государства. То же самое и в западном направлении, это касается Нарвы, его первых походов. Чего полез туда? Возвращал и укреплял — вот что делал. <…> Судя по всему, на нашу долю тоже выпало возвращать и укреплять», — покончил глава государства со вступительной частью.
Технологические разработчики позавидовали поддержке айтишников
«В международной науке нам не хватает своего голоса», — обозначил известную проблему научный сотрудник группы «Квантовая оптика» российского квантового центра («Сколково») Дмитрий Чермошенцев. Он отметил, что России было бы здорово создать свой научный журнал, который сможет отражать научную политику страны. Тем более что концепция такого издания уже есть — нужна только поддержка со стороны главы государства. Путин согласился с задумкой, но предложил реализовать ее по-современному, как площадку в интернете. Возражений у Чермошенцева не возникло — на том и порешили. Следующая участница встречи — аспирантка «Сколтеха» Полина Морозова — похвалилась, что здешние ученые не делают разработки «в стол», а используют их. Но технологических разработчиков почему-то поддерживают меньше, чем, например, айтишников. «А ведь мы тоже можем!» — отметила Морозова. Просьба заключалась в том, чтобы помочь стартапу из «Сколково» выйти на дружественных партнеров в условиях закрытой экономики и санкций.
«У нас не будет закрытой экономики, не было и не будет, — для начала обозначил Путин. — Если кто-то пытается нас в чем-то ограничить, то они ограничивают сами себя». Ограничили рынок удобрений и газа — и цены там взлетели до небес, подчеркнул президент России. И заметил, что на Западе его именем уже стали называть инфляцию. А ведь западные страны сами виноваты и теперь пытаются прикрыть «одно место». Россия ни в чем не виновата, указал президент страны и предупредил, что обнести ее забором не получится. Что касается вопроса Морозовой, государство старается поддерживать несырьевой экспорт и будет продолжать это делать.
«Роснефть» закупает синтетическое сырье в Китае, хотя российские предприятия и сами могут поставлять его, заметил выступавший следом гендиректор ООО «Ивановская текстильная компания» Юрий Шилов. По его словам, обделили не только российские производства синтетики, но и отечественные маркетплейсы, у которых, в отличие от иностранных, нет выгодных условий и бондовых складов. Остановились на том, что государство снизит пошлины на сырье, чтобы наши компании могли выпускать товар дешевле. А на льготы для зарубежных маркетплейсов власти еще раз внимательно посмотрят. «Конечно, у нас не должно быть таких льгот для наших партнеров, которые подрывают отечественное производство», — указал Путин. Судя по всему, теперь такие «опасные» для России меры поддержки иностранцев найдутся. Был у Шилова и личный вопрос: какие три качества лидера Путин считает ключевыми? Президент назвал даже четыре: надо быть фанатом своего дела, проявлять гибкость, объективно относиться к результатам своей работы и уважать людей, с которыми решаешь задачи.
Путину предложили создать госкорпорацию по нефтепереработке
— Меня как разработчика очень беспокоит наша микроэлектроника, — призналась президенту научный сотрудник исследовательского института автоматики им. Духова Анна Красавина.
— Меня тоже, честно, — улыбнулся Путин.
Но Красавиной в этот вечер было не до шуток. Нужно закрепить в госзакупках приоритет отечественных комплектующих над импортными, отметила научный сотрудник. И предложила на этом не останавливаться и пойти дальше: чтобы заграничный товар можно было покупать только в том случае, если нет наших аналогов. Особенно девушке не угодили недропользователи, которые могут покупать дешевле продукт ее исследовательского центра, но берут зарубежный, потому что он «блестящий и красивый». Слава богу, что появились ограничения и теперь Россия вынуждена заниматься инженерными школами, порадовался в ответ Путин санкциям в области микроэлектроники. И пообещал лично обсудить вопросы Красавиной с премьер-министром Михаилом Мишустиным.
24-летнего Аркадия Дидковского из московского технического университета им. Баумана интересовало, получится ли в России реализовать его мечту: «Создать аппарат, поднимающий из ущелья концертный зал над облаками, под звезды, так, чтобы там звучали кульминации концертов лучших симфоний». Путин не нашел прямого ответа, но похвалил за амбициозную мечту — чем более невероятен проект, тем больше шансов двигаться вперед. Уже есть вещи, которыми можно гордиться, и нужно становиться лидерами по новым направлениям, три минуты заряжал аудиторию глава государства.
— То есть лучше будем жить через 10 лет? — на всякий случай уточнил Дидковский.
— Да, это должно привести к повышению качества жизни, — пообещал Путин.
— Спасибо! — успокоился молодой ученый.
Селекционера Екатерину Кудашкину из Ростовской области волновала ситуация с семенами: по некоторым сельхозкультурам зависимость страны от импорта достигает 90%. «Мы же не хотим завтра прийти в магазин и покупать там масло подсолнечное за 300 рублей?» — спросила она и предложила создать инновационный центр, который работал бы на потребности России. Такие центры уже создаются, объявил Путин и пообещал, что государство будет всячески их поддерживать. Но согласился: «Очень важное направление, еще есть чем заниматься». Директор департамента фармацевтической компании «Р-Фарм» Ольга Филон заметила, что для сотрудников IT-сферы недавно ввели льготную ипотеку и отсрочку от армии. А молодые работники призывного возраста в «фарме» чем хуже, как бы намекнула Филон. Путин пояснил, что в IT-сфере понадобились радикальные меры, а у фармацевтов все-таки есть льготы.
Представитель конструкторского бюро им. Африкантова (Нижний Новгород) Петр Зеленов пожаловался президенту на «непатриотичные» российские компании: говорят, что готовы закупать отечественную продукцию, но контракты заключать не торопятся. Может быть, нужно стимулировать фирмы, чтобы покупали отечественное, рассуждал Зеленов.
— Да их западные партнеры стимулируют так, что уже дальше некуда! Не дают им такого оборудования, — отреагировал Путин.
— Но тем не менее… — попытался было вставить Зеленов.
— В этом и преимущество для такой сферы, как ваша! И для других, где с рынка уходят иностранные производители!
Оказалось, что даже в нефтехимии России еще есть куда расти. «Мы добываем огромные объемы нефти и газа, но уровень их переработки недостаточен», — с сожалением признал аспирант химико-технологического университета им. Менделеева Евгений Трофименко. И предложил, чтобы государство стимулировало более глубокую переработку. Это может быть реализовано как нацпроект, либо можно создать госкорпорацию, замахнулся ученый. Путин подтвердил, что за нефтепереработкой будущее: «У нас целая компания этим занимается, СИБУР!» Да и в целом сфера чувствует себя «уверенно». Разумеется, государство будет поддерживать переработку, выстраивается целая программа, обнадежил президент России. И заверил, что бетонировать скважины страна не собирается: отказ от нефти из РФ в ближайшие несколько лет маловероятен, «а что произойдет за несколько лет, неизвестно». Так что госкорпорации для нефтяников пока не будет, можно выдохнуть.
Россия — это страна с огромными возможностями, и те, кто в нынешней ситуации решил покинуть ее, прекратить здесь деятельность, позже пожалеют об этом, в завершение предупредил президент. «В сегодняшних условиях, когда кто-то там куда-то спрыгнул, ушел, предпочел прекратить здесь какую-то деятельность, пожалеют об этом. Это не угроза. Они пожалеют не потому, что мы кому-то угрожаем — мы как раз никому не угрожаем. Они пожалеют, потому что Россия — страна с огромными возможностями», — уверен Путин.