Найти тему

Поворот в никуда и шаг в неизвестность: что теперь будет с нашей системой образования?

Итак, нашу систему образования опять ждут перемены, потрясения и перестройка. На этот раз толчком к этому послужил внешний фактор – все наши ВУЗы были исключены из Болонского процесса.

Откровенно говоря, само это исключение не сильно огорчает. Скорее даже наоборот – снимает тяжкое бремя. Без малого 20 лет выстраивания ныне существующей системы – это сплошной период мучений и вопросов: а зачем нам всё это нужно?

Однако теперь мы вновь поворачиваем в никуда и делаем шаг в неизвестность. Если раньше цели и задачи, стоявшие перед нашей системой образования, были прозрачны, очевидны и понятны, то теперь всё покрыто туманом и загадкой.

В советское время поначалу шла борьба с безграмотностью. Дальше – больше. Советское руководство замахнулось на немыслимую цель – предоставить возможность получить высшее образование всем желающим!

Конечно, это не утверждалось буквально, как планы по пятилеткам. Но это реализовывалось на деле! Высшее образование было бесплатным, более того, людей к этому как бы подталкивали. «Чем образованнее человек, тем лучше». Причём касалось это даже людей обычных рабочих специальностей.

90-е годы были временем перемен, переходным периодом. Системой образования никто по большому счёту не занимался, не до этого всем было. Советская система работала, понемногу эволюционируя в новых условиях. О необходимости модернизации всего учебно-образовательного процесса заговорили только на рубеже веков.

Идея была в том, что специалисты, выпускники ВУЗов, должны быть востребованы на рынке труда. В 90-е годы мы видели уникальную картину: огромное количество людей с высшим образованием не могли реализовать себя на рынке труда. Особенно много было дипломированных экономистов всех мастей.))

Другая проблема заключалась в том, что наши дипломы о высшем образовании нигде кроме России не имели силы. Например, наши доктора за границей могли работать в качестве обслуживающего персонала, санитаром или медсестрой. Чтобы получить должность доктора, нужно было получить местную квалификацию. Иными словами, выучиться заново.

Во многом для этого Россия в 2003 году и присоединилась к Болонскому процессу. Под его требования в дальнейшем и приспосабливалась вся наша система образования. Так у нас появились бакалавры, специалисты и магистры…

Перестройка образовательного процесса не давалась легко. Результат вызывает массу нареканий. Как итог – «хороших специалистов не хватает, а ВУЗы готовят непонятно кого». Да и в целом, высшее образование сейчас стало получить гораздо труднее. Бюджетных мест очень мало, зато на платной основе вынуждены учиться всё больше и больше студентов. Вывод очевиден: стране в последние годы нужны скорее рабочие руки, чем заумные интеллигенты…

И вот теперь этот этап тоже уходит в историю. Показательна реакция нашего руководства. Едва услышав об исключении из Болонского процесса, было сразу озвучено решение о переменах. Странно. Почему бы не оставить всё как есть? Ну не будут признавать наши дипломы за границей – и что с того? Зачем менять всю структуру?

Ответ на этот вопрос очевиден. Все эти бакалавры и магистры вводились только, чтобы подстроиться под западные требования. Для нас это всё не нужно! Для России классические 5 лет и диплом специалиста – и роднее, и привычнее, и понятнее.

Официальная риторика так и обозначила направление: переход к национальной системе образования, где специалисты будут вместо бакалавров и магистров. Но кого будут теперь готовить наши ВУЗы – концептуально?

Советские ВУЗы идейно стремились наделить высшим образованием всех. Российские Вузы стремятся заработать, а в отношении высшего образования в целом работает принцип целесообразности: пусть его получают только те, кому оно реально нужно… Не хочешь учиться (или не можешь, потому что нет денег на обучение) – иди работать. Кем сможешь, на что хватит квалификации. Рыночная экономика как раз и заключается в том, что выживает экономически сильнейший…

По всей логике вещей, теперь наши ВУЗы будут готовить специалистов только для внутреннего рынка, ведь за границей наши дипломы опять не имеют силы. Будет ли высшее образование таким же общедоступным как в СССР? – Очень вряд ли…Кого и как теперь будут учить – полная загадка.

Совершенно непонятно, какие цели будут теперь стоять перед нашей системой образования. Если советская система строила Светлое Будущее, а Россия до настоящего момента это Будущее видела в интеграции в мировые рыночные процессы, то теперь нового ориентира не видно…

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!