Найти в Дзене
Политический механизм

Какие еще риски грозят российскому инвестору?

Казалось бы, мы уже ощутили на себе столько ударов, что нанести нам больший урон уже невозможно. К сожалению, наш рынок и его инфраструктура обладают еще целым рядом критических точек, по которым так же могут ударить. Если раньше о таком развитии событий мы не могли подумать и в страшном сне, то сейчас все реально и такие риски тоже нужно учитывать. Мы еще не успели отойти от санкций ЕС в отношение НРД, которые на неопределенный срок заморозили все иностранные акции, купленные на МосБирже, и часть акций, купленных на СПБ Бирже. Напомню, что последняя имеет два основных маршрута к вышестоящим депозитариям: Депозитарием СПБ Биржи является «Бест Эффортс Банк», он же БЭБ. А теперь представьте, что США вводит санкции именно против БЭБ — тогда блокируется и второй маршрут и замораживаются все купленные через СПБ Биржу акции иностранных эмитентов. Кто-то еще думает, что это нереальный сценарий? Американцы легко могут это сделать для оказания давления на наш ЦБ, чтобы тот ускорил выход нерезид

Казалось бы, мы уже ощутили на себе столько ударов, что нанести нам больший урон уже невозможно. К сожалению, наш рынок и его инфраструктура обладают еще целым рядом критических точек, по которым так же могут ударить. Если раньше о таком развитии событий мы не могли подумать и в страшном сне, то сейчас все реально и такие риски тоже нужно учитывать.

Мы еще не успели отойти от санкций ЕС в отношение НРД, которые на неопределенный срок заморозили все иностранные акции, купленные на МосБирже, и часть акций, купленных на СПБ Бирже. Напомню, что последняя имеет два основных маршрута к вышестоящим депозитариям:

  • СПБ Биржа — НРД — Euroclear - Bank of New York Mellon (заблокирован);
  • СПБ Биржа - Bank of New York Mellon (напрямую).

Депозитарием СПБ Биржи является «Бест Эффортс Банк», он же БЭБ. А теперь представьте, что США вводит санкции именно против БЭБ — тогда блокируется и второй маршрут и замораживаются все купленные через СПБ Биржу акции иностранных эмитентов. Кто-то еще думает, что это нереальный сценарий?

Американцы легко могут это сделать для оказания давления на наш ЦБ, чтобы тот ускорил выход нерезидентов из наших активов. И хотя наш ЦБ анонсировал, что в конце июня начнется процедура вывода нерезидентов, там есть ряд ограничений. Например, продав акции условного Сбера, гражданин США или ЕС не может вывести полученные средства из России.

По оценкам ITI Capital, объем замороженных активов нерезидентов превышает 85 млрд. долларов, из которых на акции приходится 48 млрд. долларов, а на облигации — 38 млрд. долларов. С этим западные страны явно не готовы мириться, а крайними в противостоянии снова можем оказаться мы — рядовые инвесторы.

Ситуация, когда в Россию продолжает поступать валютная выручка от энергоресурсов, металлов, зерна и другого сырья, крайне не устраивает тех, кто вводил санкции. Логичным шагом для них было бы ввести ограничения против НКЦ — Национального Клирингового центра, который участвует в валютных операциях. И это снова ударит по простым инвесторам...

Валюту мы сможем покупать только на внешнем валютном рынке через банк, имеющим доступ к SWIFT. А если все наши банки отключат от него, о чем уже долго говорят? Вариант для нас крайне болезненный.

Вчерашняя новость о комиссии банка Тинькофф за обслуживание валютных счетов подтверждает мои опасения, и скорее всего, другие банки тоже начнут вводить отрицательные ставки по счетам в валюте.

Этим самым они вынуждают население закрывать такие вклады и переводить все в рубли, чтобы избежать заморозки валютных счетов западными банками. То ли это перестраховка, то ли действительно есть информация о будущих санкциях в этом направлении.

Кроме того, над нашими депозитарными расписками (Ozon, HH.ru, Русагро, X5 и т. д.) висит дамоклов меч американских санкций — вслед за Европой США может внести НРД в черный список SDN. Как так получилось, компании же российские?

Многие наши компании имеют зарубежную юрисдикцию и зарубежные же банки выпустили их депозитарные расписки, которые обращаются на российском рынке. Если НРД попадет в SDN, то американские контрагенты не смогут работать с нашим депозитарием и АДР-ГДР могут быть заморожены, как и иностранные акции.

С инфраструктурными рисками, ведущими к ограничению торгов закончили, остались рыночные риски. Об одном из них я уже вскользь упомянул — это выход нерезидентов из наших активов. До февраля 2022 года они владели около 80% всех акций, находящихся в свободном обращении. Представьте, что случится с рынком, если нерезиденты разом побегут из них.

Тут многое будет зависеть от механизма, который ЦБ придумал для решения этой ситуации. Говорили об отдельном стакане для таких акций, из которого МинФин при помощи выделенного 1 трлн. рублей выкупит активы иностранцев с большой скидкой. В общем, ждем конца июня и все увидим собственными глазами :)

И последнее — ЦБ разрешил компаниям не публиковать бухгалтерскую отчетность. Получается, что российскому инвестору предлагается покупать долю в бизнесе, которую он не имеет возможности оценить. Да, мера временная, но у нас «нет ничего более постоянного, чем временное».

Ситуация у нас сложная, но не безнадежная (о чем я и напишу в следующей статье). При этом хочу напомнить, что покупка акций, когда остальным страшно, обычно становится лучшей инвестицией :)

Телеграмм-канал "Разумное инвестирование" - дополнительные материалы, инфографика, статистика.

Всем спасибо за внимание!