Прием 1. «Смотрите в рот народу»
Любая мысль должна быть выражена просто и чётко, живо и ясно. Высказываться нужно максимально доступно для понимания каждого человека.
Если в тексте Вы будете использовать абстрактные слова и выражения, которые непонятны или незнакомы Вашим собеседникам, то те перестанут Вас слушать и читать. Зажигать народ нужно именно простотой.
Откажитесь от слов типа «амбивалентный». «фрустрация» и «консолидация», есть простые слова, означающие то же самое: говорите «двойственный», «безысходность» и «объединение».
Предложения, превышающие объем 3-4 строк совершенно не воспринимаются Вашими собеседниками и читателями. Максимальное количество слов в предложении в тексте – не более 30 слов, в звучащей речи их должно быть не более 15. Поэтому обойдитесь без воды, вычурных эпитетов и слов, не несущих никакой информации.
Нужно упрощать текст, образцом может служить речь жителей Лаконии, провинции в Греции. Их речь впоследствии прозвали лаконичной. Слышали про «со щитом или на щите»? Коротко и по сути.
Прием 2. Выделяем основные мысли
Выстраивая свою речь, нужно подчеркивать базовые положения.
«Из этого следует, что…», «Таким образом, мы можем сказать, что…» и т.д. - фразы-друзья, помогающие акцентировать внимание на самом важном.
Можно в течение высказывания несколько раз повторить одну и ту же мысль, чтобы убедиться, что Вас правильно поняли.
Прием 3. Главное – в начале!
Главную мысль высказывания важно сформулировать в самом начале, чтобы собеседник знал, о чем пойдет речь. Вот почему в письменной речи должны быть «говорящие» заголовки. Именно по ним читатель будет определять, будет он читать текст дальше или нет. А в устной речи можно прямо заявить, что «речь пойдет о… (и называем тему)».
Формулировка темы должна выражаться коротко, чётко и понятно. В ней желательно конкретно сообщить, что, когда, для чего и зачем.
Эксперименты показали, что через 3-4 дня после Вашего обращения большинство читателей или слушателей забудет текст Вашей речи , но о главной мысли не забудут. В связи с этим очень важно тщательно сформулировать основной посыл Вашей речи.
Прием 4. «Карфаген должен быть разрушен», или О пользе повторов
Рассказывали, что древнеримский политик и ритор Марк Порций Катон (Катон Старший) любое свое выступление в римском сенате заканчивал словами: «А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен». Так он настойчиво напоминал римлянам о необходимости разделаться со столицей враждебного государства.
Подобно Катону, Вы должны постоянно повторять свою главную мысль, возвращаться к ней, напоминать о ней слушателям. При этом ее смысл должен быть неизменным, а вот форму представления можно изменять. Для этого можно использовать синонимы, перестановку слов, разные грамматические конструкции и другие средства.
Дело в том, что чем чаще человек что-то слышит, тем быстрее свыкается с верностью данной мысли и в конце концов считает ее самостоятельно сформулированной. А как можно не верить себе самому?)))
Существует так называемый эффект края: главная идея должна звучать в начале и в конце текста. А желательно еще несколько раз в ходе Вашего высказывания.
Именно так Вы прочно внедрите свою идею в сознание слушателей.
Прием 5. Используйте контраст
С помощью контраста легче всего помочь собеседнику убедиться в Вашей правоте. При этом формулируем предложения так, чтобы он четко выбрать - да или нет, чёрное или белое.
Прием 6. Стирание границ между правдой и ложью
Чем более сложной и убедительной будет Ваша аргументация, чем больше вы уделите внимание проверке фактов, тем меньше доверия Вы вызовете у собеседника.
В самом деле, такой подход слишком сильно напоминает попытку манипулировать сознанием собеседника. Ведь если человек заранее оправдывается, значит, где-то он лукавит. Да слишком сложное объяснение уменьшает основательность Ваших аргументов.
Достаточно размыть границу между правдой и ложью, информацией и дезинформацией или её утаиванием, и вы добьётесь своего – сможете убедить слушателей в чём угодно.
Самый простой и убедительный пример использования этого приема используется в одном из классических церковных догматов: «Я верую – значит Бог есть». Попробуйте, поспорьте с таким аргументом))
Прием 7. Адресность высказывания
Все возражения нужно адресовать не аргументам и доводам несогласного с Вами собеседника, а ему самому. Нужно смутить его, заставить прийти в замешательство, начать оправдываться. Это залог Вашего успеха в случае возникновения разногласий.
Всегда обращайтесь к мыслям и чувства конкретного человека или конкретной группы. Обращайтесь к слушателям, называйте их, дайте почувствовать, что все, что Вы говорите, касается именно их.
Любой человек любит ощущать личностную значимость и ищет в любой информации ответ на вопрос, как она касается их лично. Положительные эмоции слушателей, которые находят в Вашем тексте ответ на данный вопрос – залог Вашего успеха.