Найти тему
ТыжИсторик

О том, как мертвый бродяга Гитлера обманул. История операции "Фарш". 3 серия. "Родная ты помнишь своих героев?"

Автор: Крыс Питерский (и Мыська)

И снова здравствуйте, дорогие наши любители детективов. Продолжаем увлекательное путешествие в мир наглосаксонских козней спецопераций английской разведки. В прошлых частях мы примерно рассмотрели предпосылки проведения операции "Фарш" и начали знакомиться с ее "кухней". Сегодня - продолжим (чуть вернувшись назад) разговор о технической части подготовки "Майора Мартина" к его последнему путешествию - и добавим еще кое-чего про проблемы разведопераций 2МВ в целом. Будет интересно!

Закрывая вопрос раз и на всегда. Да, мы смотрели фильм. Обратите внимание, Чолмондели (слева) изумительно похож на прототипа. Ну а Колин Ферт... Какое же шпионское кино без Колина Ферта?
Закрывая вопрос раз и на всегда. Да, мы смотрели фильм. Обратите внимание, Чолмондели (слева) изумительно похож на прототипа. Ну а Колин Ферт... Какое же шпионское кино без Колина Ферта?
  • Вот эти ребята

В большинстве материалов в сети операция "Фарш" представлена так, как будто ее разрабатывали на коленке 3,5 анонима. Внезапно, это не так. Мы с Мыськой решили, что было бы несправедливо выставлять английскую разведку сборищем мелких кружков по интересам. Так что вкратце помянем причастных.

Флотская контрразведка.

К каковой, собственно и принадлежал Юэн Монтегю и его непосредственный начальник адмирал Джон Годфри. Тот самый, да, что написал "Наставление о ловле форели". К слову, соавторство данного документа (как и активное участие в операции) приписывают его личному помощнику - лейтенант-коммандеру по имени... Возможно, вы уже догадались? Да, да Ян Флеминг. Тот самый.

Комитет XX (он же комитет двадцати - о проблемах перевода мы уже поминали)

Прелюбопытнейшее сборище джентльменов, предназначавшееся для координации действия разведок всех мастей. Включало в себя всякой твари по паре - от армии, флота, внешней разведки и чего там еще у англичан на тот момент было. Идеально кинематографичная, но тем не менее - довольно эффективная организация.

17 отдел.

Непосредственное место работы товарища Монтегю. Отдел МИ-5 посвященный радиоигре и работе с двойными агентами и непосредственное место работы Монтегю и Чолмондели. По романтичному заявлению Алана Макинтайра, одного из исследователей операции - "служба о существовании которой знали едва два десятка человек". Оставим подобный максимализм на совести автора, но то что контора была очень закрытая - факт. Что, в том числе, повлекло за собой ряд проблем, о которых позже.

Чарлз Чолмондели. Человек и шпион.
Чарлз Чолмондели. Человек и шпион.
  • Секретные операции - это секретно

И нет, это не тавтология. Это такая простая мысль, о которой часто не задумываются. И поэтому вполне себе серьезная работа разведслужб кажется детской возней.

Возьмем, к примеру, нашего (на тот момент безымянного) героического покойника. В его истории нужно было сочесть несочетаемое:

- Достаточно высокий ранг, чтобы немцы обратили внимание на документы и поверили, что это не липа и покойный действительно мог иметь подобное при себе. Лейтенант с секретными документами, посвященными главному военному событию сезона... Серьезно?

- Недостаточно высокий ранг. Потому что чем выше звание - тем уже круг реальных офицеров. А операция, внезапно - секретная. Поработаю кэпом, но сообщу, что это значит - в армии, разумеется о ней не знали. И сообщение что некий, заведомо несуществующий полковник выловлен у берегов испании вызвало бы у командования э... Мягко говоря недоумение. Со всеми сопутствующими последствиями. После которых немецкие товарищи ржали бы над английскими коллегами куда обоснованнее, чем комментаторы дзена.

- Род войск. Тут вообще песня.

Вначале, что логично, планировали "вручить" покойнику армейские погоны. У этого был большой плюс - армейские удостоверения не имели фотографии. А фотографировать покойника это такое... Только вот засада - в таком случае по протоколу, об утопленнике сообщили бы военному атташе в Мадриде, а тот в свою очередь - в Лондон. То есть, мифический офицер слишком сильно бы засветился в официальных каналах. Что по вышеозначенным соображениям, не есть гуд.

Мелькнула мысль о флоте (ну, планировали-то моряки). Вот только какого черта у флотского обнаружились бы документы, касающиеся армейских дел... Плюс была деликатная проблема. Морские щеголи путешествовали "при параде", а вот шить по меркам с трупа комплект военно-морской формы... Ну, вы поняли. Как минимум, с портным - были бы проблемы.

В итоге остановились на компромиссе. Морские пехотинцы путешествовали в стандартном комплекте "со склада". При этом принадлежность Монтегю к Адмиралтейству позволяла минимизировать поток внутрислужебного обмена после обнаружения тела - что было главным плюсом.

Незадача только была в том, что удостоверение у них было - с фотографией. Вот это надо было решить.

То самое удостоверение. Успокойтесь, в процессе изготовления все остались живы.
То самое удостоверение. Успокойтесь, в процессе изготовления все остались живы.

Сначала несчастного Глиндура попытались таки сфотографировать. Итог... Ну, в книге самого Монтегю этому посвящена пара едких (и весьма чернушных) острот. В общем, несвежий труп, полежавший в холодильнике - оказался весьма плохой моделью.

Начали искать замену. Причем, как вы понимаете, просто так кинуть клич "Народ, тут надо покойнику документ выправить, помогите!" было дурной идеей. В общем, не вдаваясь в подробности, в тот момент, когда Монтегю с Чолмондели уже готовы были подобрать кого-то просто "чтоб хоть близко", на одном из заседаний Юэн просто увидел напротив себя то самое лицо. Да, разведчику без удачи никак. История умалчивает, как именно объяснили "донору" необходимость фотографии, но в итоге майор Мартин обрел лицо.

  • Дьявол в мелочах

Вы даже не можете себе представить, от чего порой зависят судьбы мира! Добыв фотографию, купив форму (и, как упоминалось в прошлой части - чуть не совершив роковую ошибку), могучие разведчики уткнулись в э... проблему с подштанниками. Нет, серьезно, в военном Лондоне достать исподнее было проблемой даже для секретных агентов Его Величества. И тут опять же - наша история расцветает очередным оттенком гротеска. Решение было найдено Джоном Мастерманом, председателем "Комитета XX". И было оно... Английский юмор, леди и джентельмены!

«Вопрос о приобретении белья, представлявший трудность ввиду карточной системы, — писал Мастерман, — был снят благодаря принесенному в дар теплому белью из гардероба покойного ректора оксфордского Нью-колледжа». На майора Мартина предстояло надеть фланелевую майку и кальсоны, принадлежавшие не кому иному, как Г. Л. А. Фишеру, видному оксфордскому историку, бывшему председателю Совета по образованию в кабинете Ллойд-Джорджа. В 1920-х годах и Джон Мастерман, и Герберт Фишер преподавали историю в Оксфорде, и между ними развернулась долгая и яростная академическая распря. Фишер был фигурой важной, степенной, величественной; по словам одного коллеги, он управлял Нью-колледжем «как одним громадным мавзолеем». Мастерман считал его напыщенным занудой. Фишер погиб, сбитый грузовиком, будучи председателем трибунала, который рассматривал дела об отказе от воинской службы по религиозным или политическим соображениям. Некрологи торжественно отдали дань его интеллектуальным и научным достижениям, и это уязвило Мастермана.

Как говорится... Без комментариев!

-4
  • Что в имени тебе моем?

Разумеется, главной проблемой было имя. Будь наш покойный армейским - все было бы проще, учитывая происходящее - офицеров, всяких и разных, было множество. Но корпус морской пехоты был "клубом" относительно небольшим - и список его офицеров, несомненно у немецкой разведки был.

Пришлось шерстить перечень и находить кандидатов, подходящих по званию - при этом с максимально распространенной фамилией, дабы в случае чего, при упоминании гибели "офицера такойтовича" ассоциации у слушателей были бы максимально расплывчатыми.

Идеальный кандидат нашелся в лице Уильяма Хайнд Норри Мартина. Во-первых, распространенность фамилии. Во-вторых, подходящее звание: капитан в чине временного майора. В третьих, "донор" в тот момент находился в далекой Америке в должности инструктора морской авиации, так что была надежда, что он не заметит своей преждевременной кончины. Ну и вишенкой на торте - реальный Мартин ранее служил на авианосце «Гермес», потопленном японцами в апреле 1942 года. В случае публикации некролога - немцы сопоставили бы документы с тела со своими списками, а коллеги... Ну, в военное время неразберихи много - помянуть утонувшего в Тихом океане бедолагу могли и год спустя. Согласны, все равно выглядит так себе, но лучшего варианта уж точно не было - полностью сфабрикованный офицер такого ранга точно "провалился" бы при первой же проверке.

Тот самый "Гермес" Еще одна фиктивная могила майора Мартина.
Тот самый "Гермес" Еще одна фиктивная могила майора Мартина.

В общем, со скрипом, но проблема личности была решена. Теперь предстояло сделать главное - создать те самые документы. А вот это уже тема для следующей пятницы, ибо заморочек там было отнюдь не меньше... А мы с Мыськой низко кланяемся и желаем вам теплого лета и чистого неба над головой. До встречи!

И еще почитать:

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель