Лишь годы спустя я поняла, что не стоит готовить дома экзотику из продуктов, которых нет на соседнем базаре. Из замороженных креветок никогда не получится настоящий пиль-пиль, хотя рецепт проще пареной репы.
Вот репа получится вкуснее. Особенно с собственного огорода. Только что вынутая с хвостиком из дышащей свежим дождем земли.
О запахе Родины мы говорили однажды с настоящим персом, но подробнее о нем как-нибудь в следующий раз. Опыт Ирана настолько полезен для нас, что нуждается в отдельном разборе. Замечу только, что господин Сулеймани объяснил мне, что можно делать пармезан и под Тегераном, и под Москвой, но он никогда не будет источать итальянские ароматы, потому что наша коровка щипала российскую травку близ местных берез.
То же касается и других животных. Поэтому у каждого сыра в каждой стране будет запах Родины.
И еще он сказал, что когда на Иран обрушили санкции, они решили делом чести страны - производить продукты наивысшего качества. Чтобы не только накормить людей, но и гордиться тем, что сделано собственными руками, без всякого участия бывших колонизаторов, которые устроили у них первую "оранжевую революцию" и с тех пор не могут простить, что они скинули ярмо раз и навсегда.
Вот здесь про это рассказала однажды.
Однако вернемся в Испанию, про которую могу писать бесконечно. И когда-нибудь объясню, почему люблю и больше ценю Коста-дель-Соль, чем испанский север.
Понаделали дел католики, устроив Реконкисту. Не смогли жить в мире с мусульманами и иудеями, при которых Пиренейский полуостров пережил свой золотой век. Погубили, изгнали, а потом оказались на выжженной земле, с которой толком не умели совладать.
И нищие идальго типа Кортеса поехали грабить Америку.
Я, простите, лаконично так прошлась по теме, не углубляясь. Там есть о чем поговорить с точки зрения сегодняшних событий. Но не в этой публикации.
Португалию и Испанию те, кто живут севернее в "дружной семье европейских народов", и сейчас считают нищебродами и не такими крутыми, как они.
И рецепты, если вглядеться, например, у южных испанцев - простенькие, дальше некуда. Я, например, люблю печь их хлеб, который делается не быстро, но весело. И - гарантирую - вы можете подарить буханку такого на день рождения, и даже не придется ее ничем дополнять. У меня такое случилось однажды на даче, когда я зашла к соседу поделиться, а попала внезапно за накрытый стол.
И гости, забыв обо всем на свете, рвали на куски мой испанский хлеб.
Но есть детали...
Пекла его, кстати, по кулинарному путеводителю 2002 года.
Берете палочку живых дрожжей - они сейчас везде продаются. И отмеряете на глаз полторы столовых ложки.
Разводите их в трех чашках теплой воды и оставляете на 10 минут в теплом месте.
Той же чашкой отмеряете муку. Обычную нашу пшеничную муку. Просеиваете в емкость, где удобно замешивать тесто, еще и крышкой накрыть, 7 чашек муки.
Добавляете 2 чайных ложки соли. Вливаете одну треть той же чашки оливкового масла. Постепенно добавляете дрожжи.
И месите всё это что есть сил. Лучше на столе, а потом закинуть обратно, накрыть и поставить в очень теплое место.
Я, кстати, как мама когда-то, использую высокую эмалированную кастрюлю, чтоб тесту было куда расти. А ставлю - вот и детали - возле печки в бане, когда она топится. При нынешних температурах воздуха, правда, это не критично. Тесто где угодно подойдет. Но мне нравилось это делать в серую промозглую погоду.
Результат необыкновенно украшал жизнь.
Дальше - насколько хватит терпения. Надо периодически проверять, как ваше тесто подходит, доставать, жестко, энергично, беспощадно его мять, бросать обратно.
И так два-три-четыре раза. Чем больше, тем лучше.
Большой пышный шар, получающийся в итоге, никогда не нарезаю на маленькие булочки. Просто пытаюсь придать ему руками форму батона, похожего на тот, что продавался когда-то за 28 копеек. И укладываю на противень. Пусть он в нем полежит полчасика, поднимется еще. А ваша духовка тем временем прогреется до температуры 220-230 градусов.
Ставите. И ждете 30-40 минут. Может, чуть дольше. Но ненамного. Не дайте подгореть. Сформируется корочка. Если щелкнете по ней - услышите неповторимый звук, который в дальнейшем вам и будет говорить: "Хлебушек готов".
Идеально будет сразу сесть и есть. Потому что это потрясающе вкусно. Об аромате уже не говорю. Но если завернуть батончик в полотенце и убрать в кастрюлю или хлебницу, то он полежит, сколько захотите.
В общем, дерзайте, фантазируйте, приспосабливайте к имеющимся условиям.
***
Вернувшись к истории Испании, я напомню вам главную фразу, которую вы слышали, если ездили в Альгамбру. Экскурсовод обязательно покажет вам гору, о которой Гейне написал в стихотворении "Мавританский король"
"Вздох последний Боабдила" —
Так зовётся до сих пор
Та гора, с которой видел
Он в последний раз Гранаду.
Суспиро-дель-Моро.
Вздох мавра.
На эту гору бросил последний взгляд, навсегда покидая родные места, последний правитель Гранады Боабдил. А его суровая мать Айша, сказала, увидев слезы на глазах сына:
- Не стоит плакать, как женщина, над тем, что не сумел защитить, как мужчина.
Ограничусь пока этим. Хотя есть что добавить к рецепту хлеба...
--------------
На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen
Чтоб не теряться в случае чего.