Найти тему
Cinema Critique: всё о кино

«Достучаться до небес» — чем это кино цепляет и спустя 25 лет после выхода?

Дебют Томаса Яна (увы, в дальнейшем не снявшего ничего столь успешного) взорвал немецкий кинопрокат 1997-го, сделал Тиля Швайгера звездой за пределами родной страны и породил жанр «двое смертельно больных отправляются в веселые проводы жизни». Но и сама история создания картины достойна столь же духоподъемного кино.

-2

Обычный берлинский книжный магазин. К популярному исключительно в Германии молодому актеру Тилю Швайгеру, бродившему между стеллажей, пристал коротко стриженный парень, назвавший себя его большим фанатом. Работавший тогда таксистом и снимавший любительские фильмы Томас Ян на бегу попытался рассказать пару идей для фильмов, но актер не оттолкнул настойчивого поклонника, а дал ему свою визитку и пообещал внимательно ознакомиться с предложенными задумками. Одним из присланных Яном сценариев оказалась история про двух парней, отправившихся в лихое путешествие, дабы исполнить все главные мечты до смерти. Швайгер посчитал сценарий далеким от идеала, но с энтузиазмом взялся за его редактуру (по итогу почти полностью его переписав), выступил продюсером всего этого начинания и сразу согласился сыграть одну из главных ролей.

Вторая половина девяностых — бум немецкого кино. В стране подъем экономики и стремительное развитие индустрии, позволяющее молодым кинематографистам браться за самые смелые идеи. И на общем фоне это сентиментальное роуд-муви могло выглядеть несколько бледновато. Ян метил в сторону Тарантино, насыщая и сценарий, и фильм тоннами киноманских отсылок, но именно Швайгер, понимавший пределы возможностей режиссера, настаивал на как можно более мягком тоне повествования и задушевной, искренней интонации. Это сработало.

Выглядящий дешево и сердито, «Достучаться до небес» цепляет не столько постановкой, сколько интонацией. Это неровное, местами неловкое, но по-человечески очень трогательное кино. Его сердце — в проникновенных диалогах и монологах, «химии» между двумя главными актерами, и простых, но моментально узнаваемых героях. Их маршрут кажется очевидным, но кто бы не хотел оказаться на их месте? Оказаться «как в кино»? Это осязаемые мечты простых ребят: угнать «Мерседес» с чемоданом денег в багажнике, подарить маме «Кадиллак», на море сгонять, в конце-то концов. Им веришь, их понимаешь.

Фильм класса «Б», поднявшийся к небесам. Да, и такие чудеса случаются. В общем, бояться и правда глупо. Увидите знакомого актера в книжном — стремглав бегите к нему с идеями. Вдруг получится.

Больше текстов о кино в нашем телеграм-канале:

Cinema Critique