Просветление или как ещё говорят пробуждение опутано многими описаниями. Поэтому давайте внесём немного ясности в этот процесс и поговорим что это такое с практической стороны.
Пробуждением я привык называть момент, после которого человек смог физически почувствовать что он может быть шире чем тело. Это состояние в восточной духовной традиции называется «самадхи». В 99% случаев это достигается на время и для того чтобы его повторить или удерживать, нужно будет повторять определённый алгоритм действий.
Последовательность на практике заключается в направлении внимания на макушку, направление внимания в «источник внимания», отпускание внимания от тела и слияния с ощущением единства, наблюдение за дыханием в медитации или в освоении безобъектного внимания. Способов придти в это состояние множество, и здесь у каждого свой или свои ключи.
Самадхи это только начало пути и смысл пробуждения состоит в том, чтобы научиться жить в этом постоянно. После чего достигается «нирвакальпа самадхи», то есть постоянное переживание единства со всем что видишь и ощущаешь.
Третьим и последним состоянием является «сахаджа самадхи», то есть безусильное состояние единства. Оно наступает после полного растождествления с телом и постижением своей истинной природы. На этом этапе в «базовом режиме» вы пребываете без мыслей, и если захотите поразмышлять на какой-то счёт то предпринимаете усилие. А до сахаджа ваш мыслепоток постоянен и наоборот, вам необходимы усилия чтобы чувствовать себя шире чем тело или отключать мысли.
У ощущения единства я выделяю три характеристики: ширина, глубина и чистота. Первое про ощущение единства внутри тела и за его пределами. Если ощущение пока только внутри то ширина переживания ещё неполная, нужно прийти к тому чтобы единство ощущалось и за пределами тела в любом объекте на который вы смотрите.
Глубина ощущения единства зависит от того насколько сильно вы направили внимание в источник или в ощущение единства. Если внимание направить туда полностью, то у вас размылится взгляд и появится сильное ощущение «опьяненности» и благости. И соответственно, убрав часть внимания из источника фокус зрения выровняется, а ощущение благости ослабнет.
За чистоту ощущения единства отвечает наличие мыслей. Как правило, для того чтобы отключить поток мыслей вам достаточно убрать внимание на позвоночный столб «сушумну» на 50% и на половину оставить его в источнике. Чем меньше мыслей, тем больше вы будете чувствовать «легкость тела». Это происходит из-за того, что вы убираете внимание с передних центров восприятия тела откуда рождаются мысли и реакции на позвоночник.
Для прогресса в просветлении нужно начинать с широты. Как только научились ощущать единство внутри и снаружи, то следует переходить к практике глубины. Пробовать больше или меньше направлять внимание в источник.
Как правильный индикатор, у вас должно быть ощущение единства внутри и снаружи, а также ясное неразмыленное зрение. Это достигается с практикой, и со временем вы научитесь направлять «нужное» количество внимания в источник, чтобы нигде ничего не напрягалось.
На последнем этапе, когда вы научились постоянно пребывать в единстве, разговаривать и работать в этом переживании — вы постигаете чистоту единства и отключаете поток мыслей.
У всех эта «тренировка» занимает разное количество времени. У меня нирвакальпа наступила за 18 месяцев, у кого-то меньше, у кого-то больше. Главное на этом пути, постоянно консультироваться у опытного пробужденного по своему прогрессу. Это нужно для получения корректировок, так как очень легко свернуть не туда и что-то напридумывать.
Термин просветления здесь уместен так как на этапе нирвакальпа самадхи вы научитесь видеть свет в буквальном смысле. Свет это неотделимая характеристика единства, также например, как у воды есть характеристика прозрачности. В этом нет ничего сверхъестественного и это простой момент практики.
Надеюсь, у меня получилось хоть немного вам показать из чего состоит весь путь и все доступные переживания. В этом нет ничего сложного, это тяжело может восприниматься к пониманию, так как просветление это 99% практики и только 1% теории.