Найти тему
Путь в Формулу-1

Секрет днища Формулы-1

Оглавление

Квалификационная авария Серхио Переса на Гран-при Монако 2022 должна была вдвойне порадовать команды соперников. Наконец-то появилась возможность детально изучить днище гоночного болида Red Bull.

С точки зрения обновлений Монако мало что может предложить. Большинство команд соревновались, выставляя на своих машинах пакеты высокой прижимной силы, которые уже известны по предыдущим гонкам. Только охлаждение тормозов и геометрия рулевого управления были доработаны, чтобы соответствовать особым требованиям самой медленной трассы года.

Любители технологий Формулы-1 все-равно хотели утолить свое любопытство в любом формате. Все, что нужно было сделать, это набраться терпения и ждать, когда на трассе произойдет инцидент.

Авария в квалификации на Гран-при Монако Серхио Переса и Карлоса Сайнса
Авария в квалификации на Гран-при Монако Серхио Переса и Карлоса Сайнса

Всякий раз, когда гоночный автомобиль въезжает в защитный барьер в Монако, наступает час крановщика. 11 кранов расположены на 3,337-километровом маршруте, чтобы поднять болид из опасной зоны, если случится худшее. Фотографы только и ждут этого момента. Как только автомобили зависают в воздухе, операторы направляют свои камеры лишь в одно место.

Область днища особенно чувствительна и заслуживает пристального внимания в этом году. В новых автомобилях 2022 года с ground effect (эффектом земли) 40% всей прижимной силы приходится на днище автомобиля.

Главный секрет Феррари и остальных болидов Формулы-1 2022 - днище машины
Главный секрет Феррари и остальных болидов Формулы-1 2022 - днище машины

Этот эффект состоит в том, чтобы по-другому генерировать прижимную силу для мчащихся рядом машин. «Разброс» такого поля («грязного» и нестабильного воздуха, вырывающегося из-под автомобиля) сильно влиял на управление находящихся рядом болидов и требовал от них большей производительности двигателя для обгона. Теперь же пилоты смогут ехать ближе к друг-другу и совершать еще более близкие маневры.

Днище болида Ред Булл имеет намного более сложную конструкцию, чем у Феррари
Днище болида Ред Булл имеет намного более сложную конструкцию, чем у Феррари

Дополнительная прижимная сила создается двумя сужающимися туннелями, которые проходят от переднего конца боковых понтонов к заднему. Воздух может расширяться в диффузоре, который вытягивается вверх, что ускоряет поток под автомобилем.
Так называемый
эффект Вентури создает отрицательное давление в каналах, которое присасывает автомобиль к асфальту.

Сложные аэродинамические трюки

Три внешних канала на Феррари имеют относительно одинаковую ширину. Они должно помогать искусственно "загерметизировать" днище снаружи
Три внешних канала на Феррари имеют относительно одинаковую ширину. Они должно помогать искусственно "загерметизировать" днище снаружи

Прежде всего, хитрость заключается в том, чтобы получить как можно больше воздуха под автомобилем, чтобы усилить этот эффект. Кроме того, аэродинамики стараются направлять поток по каналам таким хитрым образом, чтобы воздух не уходил в сторону, иначе это снизит эффективность. На входе три сильно изогнутых ребра отклоняют часть воздуха наружу, чтобы изолировать днище по бокам. На острых кромках этих ребер также создаются искусственные кильватерные вихри, в которых сосредоточено течение воздуха.

У Ред Булл все по-другому. Наружный канал очень узкий. Вертикальная перегородка не выступает далеко назад
У Ред Булл все по-другому. Наружный канал очень узкий. Вертикальная перегородка не выступает далеко назад

Еще одним эффектом, с которым приходится бороться техническим специалистам, является «дельфинирование» или «морская свинка». Эти слова теперь хорошо известны каждому фанату Формулы-1. Такой эффект заставляет машину подпрыгивать на высокой скорости. Данное явление возникает в области днища, где создается наибольшая прижимная сила. Здесь поток непостоянен и обрывается при определенных условиях.

У Ред Булл на профиле тоннеля заметно больше контуров. Именно здесь формируются высокоэнергетические воздушные потоки в нужном направлении
У Ред Булл на профиле тоннеля заметно больше контуров. Именно здесь формируются высокоэнергетические воздушные потоки в нужном направлении

Небольшое горизонтальное крыло в передней части днища можно использовать для воздействия на поток, чтобы прижимная сила была более постоянной в задней части и облегчалась проблема подпрыгивания. Aston Martin и Ferrari были первыми автомобилями, которые продемонстрировали этот трюк. Red Bull и Mercedes последовали их примеру.

В задней части днища можно увидеть  ступеньку у Феррари. Снаружи установлен небольшой плавник, как это разрешено правилами
В задней части днища можно увидеть ступеньку у Феррари. Снаружи установлен небольшой плавник, как это разрешено правилами

Но и это не панацея. Жесткость днища и высота шасси также играют важную роль.

«Существует так много факторов, которые могут спровоцировать или усугубить появление «морских свиней». Вождение в турбулентном воздухе, неровности, жесткость шин и подвески. На автомобиль действуют боковые силы, плюс влияние механических настроек на аэродинамику. Вот почему все это так сложно смоделировать», — объясняет главный технический директор McLaren Джеймс Ки.



Сравнение Red Bull и Ferrari

У Феррари и Ред Булл есть очень интересные отличия. F1-75 относительно широк в нижней части носа
У Феррари и Ред Булл есть очень интересные отличия. F1-75 относительно широк в нижней части носа

Ред Булл почти не затронут этой проблемой. И конкуренты долго ломали голову, в чем секрет RB18. Серхио Перес был достаточно любезен, чтобы поставить свой болид на подъемник и продемонстрировать все секреты в конце квалификации в повороте Портье. Карлос Сайнс, преследовавший Переса, не успел среагировать, затормозить и влетел в машину Серхио. Что также дало фотографам возможность сфотографировать снизу две самые быстрые машины в поле.

Передняя часть Ред Булл значительно более округлая внизу. Здесь вы можете увидеть, как низко задние поперечные рычаги крепятся к монококу
Передняя часть Ред Булл значительно более округлая внизу. Здесь вы можете увидеть, как низко задние поперечные рычаги крепятся к монококу

Захватывающие шпионские снимки раскрывают некоторые интересные детали. В первую очередь заметно, что днище Red Bull было разработано гораздо более продуманно. В то время как внешние каналы на Ferrari разделены относительно равномерно, входы на RB18 разнесены на разное расстояние. Внешний канал очень узкий, что можно увидеть только в версии B Aston Martin AMR-22.

У Феррари и Ред Булл есть одна общая черта - небольшой элемент крыла на переднем конце лопасти
У Феррари и Ред Булл есть одна общая черта - небольшой элемент крыла на переднем конце лопасти

Что касается профиля каналов, Red Bull показывает значительно больше контуров. Высота и ширина варьируются сильнее. Есть даже небольшие грани и ступеньки. В случае с Ferrari туннели изящно изгибаются назад. В задней сужающейся части у F1-75 можно увидеть только небольшую ступеньку, а у Red Bull два выступающих угла.

У Феррари была эта особенность с самого начала. Ред Булл скопировал трюк из Имолы
У Феррари была эта особенность с самого начала. Ред Булл скопировал трюк из Имолы

Конкуренты, безусловно, очень внимательно изучат фотографии двух лучших автомобилей. Но простое копирование невозможно.

Ремонт днища — дело сложное. Уже на переднем крыле и килях на колесных арках поток приходится отклонять таким образом, чтобы он достиг нужной точки на входе в днище гоночного болида Ф1.

Маленькие шипы у болида МакЛарен можно увидеть снаружи. Здесь создаются искусственные вихри, которые помогают прижать днище
Маленькие шипы у болида МакЛарен можно увидеть снаружи. Здесь создаются искусственные вихри, которые помогают прижать днище

Во времена бюджетных ограничений такое серьезное преобразование вряд ли возможно. Копирование полной аэродинамической концепции другого автомобиля — задача следующего сезона. Red Bull и Ferrari, вероятно, еще какое-то время смогут удерживать свое лидерство.



Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать самые интересные новости королевской гонки и не забудьте поставить лайк!

Спасибо!



Какие еще технологии были инновационными в Ф1, а потом стали нашей повседневностью:

Топ технологий из Формулы-1, которые нашли применение в дорожных автомобилях. Часть 1
Путь в Формулу-116 апреля 2022


Вы когда-нибудь догадывались сколько стоит гоночный болид Формулы-1? Давайте посчитаем:

Стоимость болида Формулы 1. часть 1
Путь в Формулу-11 апреля 2022


Легендарные гоночные трассы:

Величайшие уличные трассы для гонок Формулы-1
Путь в Формулу-14 июня 2022

#спорт #авто #гонки #формула 1 #новости #интересное