«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»— наш единственный авианосец и самый большой военный корабль российского флота за всю его более чем трехвековую историю.
Четыре имени корабля
В процессе постройки и испытаний ТАВКР трижды менял названия: он был заложен как «Рига», спущен на воду как «Леонид Брежнев», вышел на испытания как «Тбилиси» и вступил в строй как «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». При этом в документах его обычно именуют сокращенно «Адмиралом Кузнецовым».
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение, т:
- Стандартное 46 540
- Полное 61400
Размерения, м:
- Длина максимальная 306,5
- Ширина максимальная 72
- Осадка 10,5
ГЭУ:
- паротурбинная мощностью 200 000 л.с
Максимальная скорость хода:
- узлы 29
Дальность плавания:
- : 7680 миль на скорости 18 узлов,
- 3850 миль на скорости 29 узлов
Вооружение:
- 12 ПУ ПКРК «Гранит», 4 х 6 ВПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР), 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик» 2 РБУ-12000 «Удав», 6 30-мм автоматических артустановок АК-630М
Состав авиагруппы:
- По проекту 36 истребителей Су-27К или МиГ-29К, 14 вертолетов Ка-27
- На 1996 г. 15 истребителей Су-33 (Су-27К), 1 штурмовика Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27
- На 2013 г. 10 истребителей Су-33, 2 штурмовика Су-25УТГ, 12 вертолета Ка-27, 2 вертолета Ка-31
Экипаж, чел:
- 1960 + 626 авиагруппа
История
Формально «Адмирал Кузнецов» авианосцем не является: по официальной классификации этот корабль в период постройки и строительства именовался тяжелым авианесущим крейсером, а после
включения в состав ВМФ — тяжелым авианосным крейсером (ТАВКР). Однако его часто называют авианосцем, поскольку он таковым и является и по конструкции и по кругу решаемых задач.
Рождению этого корабля предшествовал долгий путь проб и ошибок. По субъективным причинам советское руководство упорно не желало утверждать постройку авианосцев, считая их слишком дорогими и уязвимыми. В качестве альтернативы в СССР строились ТАВКР проектов 1143 и 1143.4 с самолетами вертикального взлета и посадки Як-З8М. Лишь в 1978 году было принято постановление Совета министров о создании корабля проекта 1143.5 с полноценной палубной авиацией на борту. Правда, предложение оснастить ТАВКР катапультами так и не утвердили.
Из-за жесткого требования ограничить полное водоизмещение корабля цифрой в 55 тыс. т конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов, но к весне 1982 года разработку проекта удалось завершить.
ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 года — 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы — 14 800 кв. м, угловая часть раз-мерами 205 х 26 м располагается под углом 7 градусов к диаметральной плоскости. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. Носовая часть оснащена трамплином. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций — по 100 м, с третьей позиции — 200 м.
Корпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб; общее число внутренних помещений различного назначения — 3857. Ангар площадью 153 х 26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м). Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи летательных аппаратов на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива около 2500 т. Подводная противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная многослойная Энергетическая установка включает 4 турбозубчатых агрегата ТВ-12-4 и 8 паровых котлов КВГ-4. По сравнению с предшественником — ТАВКР «баку» проекта 1143.4 — за счет увеличенного запаса топлива повысились дальность плавания и автономность: последняя составила 45 суток.
По сложившейся в нашем флоте традиции ТАВКР оснастили ударными ракетами «Гранит», размещенными в 12 подпалубных наклонных шахтах. Весьма мощным стало и зенитное вооружение 4 модуля вертикальных пусковых установок 3РК «Кинжал» и 8 новейших ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».
Численность авиакрыла по проекту — 50 самолетов и вертолетов. Радиоэлектронное вооружение: боевая информационно-управляющая система «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МЯ», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», система радиоэлектронной борьбы «Созвездие-6Р», гидроакустический комплекс «Звезда-М1». Всего на борту корабля было смонтировано более 450 единиц радиооборудования различного назначения.
Основным назначением ТАВКР «Адмирал Кузнецов» считается обеспечение прикрытия района развертывания стратегических атомных подводных лодок. Правда, отличные характеристики самолета
Су-33 теперь позволяли успешно бороться с вражеской противолодочной авиацией и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения даже при наличии у них истребительного прикрытия. Таким образом, наш флот наконец-то получил необходимый в условиях современной воины практически невозможно.
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в декабре 1991 года перешел из Черного моря на Северный флот, в последующие годы осуществлял отработку полетов авиакрыла, проводил учебные стрельбы в Баренцевом
море. В декабре 1995 — марте 1996 года он возглавил многоцелевую группу в походе на Средиземное море. За время боевой службы пройдено 14 156 миль, выполнено 524 полета самолетами и 996 вертолетами. В 2004,2005,2007-2008,2008-2009 и 2011 — 2012 годах «Адмирал Кузнецов» совершал дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. На ближайшее время запланирована модернизация корабля. В частности, предполагается полностью обновить состав авиагруппы: вместо вы-работавших ресурс Су-33 на вооружение авианосца поступят 26 палубных истреби-телей Ми Г-29К.
Интересные факты
«Адмирал Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) 1 сентября 1982 г. под названием «Рига». Его спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 г., а подписание приемного акта - 25 декабря 1990 г.
Второй однотипный корабль – «Варяг», заложенный в декабре 1985 г., после распада СССР достался Украине и позже в недостроенном виде продан Китаю – официально для использования в качестве «развлекательного комплекса и плавучего казино». Но в итоге корабль все же был достроен как авианосец. Ныне он находится в составе китайского флота под названием «Ляонин».
Подпишись, поставь лайк, пиши комментарий. Дальше будет интересней.