Найти тему

Душевные картины самого русского немца⁠⁠

«Выздоравливающая» (1889) Приморская краевая картинная галерея
«Выздоравливающая» (1889) Приморская краевая картинная галерея

Удивительно, но одни из самых душевных картин о жизни русской деревни написал этнический немец. Человек, учивший живописи детей императора Александра III, а также отпрысков самых знатных семейств, сам предпочитал писать сельских ребятишек и с документальной точностью воссоздавал жизнь бедноты. Возможно, в том числе из-за близости к власть имущим имя замечательного художника Карла Лемоха было если не забыто, то оставлено без должного внимания. А тем не менее именно картины Лемоха довольно часто используются в качестве иллюстраций к постам о жизни дореволюционных крестьян.

Про детство и юность художника известно мало. Карл Викентьевич Лемох родился в 1843 году в Москве в немецкой семье, отец преподавал музыку. Сначала он зучился в знаменитом Московском училище живописи и ваяния, которое стало «кузницей» будущих передвижников, затем поступил в столичную Академию художеств, давал частные уроки. Да так успешно, что оказался вхож в императорскую семью. Однако и бунтарство оказалось педантичному немцу не чуждо. В юности он стал участником знаменитого «бунта четырнадцати». В 1863 году 14 из 15 лучших учеников АХ отказались участвовать в конкурсе на получение большой золотой медали, потому что их не устроили условия его проведения. Тут надо уточнить, что медали – это не только поощрение, но и своего рода подтверждение квалификации. Для их получения требовалось предоставить конкурсные картины (своего рода экзаменационные и дипломные работы в мире искусства). Медали присуждали и в училище, и в академии. Были малые и большие серебряные, а также малые и большие золотые. Серебряные могли давать звания неклассного (малая) или классного (большая) художника. Большие золотые присуждались в академии. Их обладатели получали также возможность отправиться на длительную оплаченную стажировку за границей и внушительную стипендию. Темы в академии были в основном на мифические или библейские сюжеты. Конкурсанты выбирали сюжет и на 24 часа запирались в изолированных комнатах, где должны были создать эскиз будущего полотна. В 1863 году условия конкурса в академии изменили, и участники должны были писать работы на одну общую тему. Учащиеся по классу жанровой живописи участвовали вместе учащимися по классу исторической. Юные бунтари попросили разрешить им выбрать темы самим и не запирать на 24 часа. Прошения были отклонены, и в итоге 14 участников саботировали данное мероприятие. Скандал пытались замять, но слухи о нем до общественности все-таки дошли. Кстати 8 из 14 бунтарей включая Лемоха и главного зачинщика Крамского гордое звание академиков позже получили. После скандала они создали артель художников, своего рода творческую и трудовую коммуну. Художник И. Е. Репин в книге «Далекое близкое» описывал ее как «нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утверждённым уставом. Они наняли большую квартиру в Семнадцатой линии Васильевского острова и переехали туда жить вместе». Артель просуществовала до 1871 года и стала предшественницей Товарищества передвижных художественных выставок. Лемох был не только одним из учредителей, но и главным казначеем.

«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате»
«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате»

Художник Я. Д. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках» рассказывал о коллеге так: «Более деликатного человека, чем Лемох, я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли. Была ли у него врожденной эта черта, или она явилась следствием долгого его пребывания при дворе, где он преподавал рисование князьям, – сказать трудно. "Позвольте-с... извините... будьте любезны, виноват-с..." -- слышалось постоянно при разговоре с Кириллом Викентьевичем. Но в то же время он умел сохранять и свое достоинство.Вам чудилось, что он думает: "Вы прекрасный человек, и я тоже, между нами ничего не может быть, кроме приятностей. И вообще – все люди прекрасны"… В особенности не могли быть дурными людьми москвичи, которых он особо чтил, будучи сам родом из Москвы, хотя жил и учился в Питере. Он вспоминал московскую жизнь, московские дворики, церковки, бани, из которых с товарищами выбегал во двор, валялся в снегу и снова парился. По внешности он был небольшого роста, сухой, бритый, с легким пушком на лысой голове. Приятная улыбка не сходила с лица, лишь в минуту легкого раздражения заметно было слабое подергивание на щеках. Ходил осторожно, легко и приятно скользя по паркету. На левом борту фрака или пиджака – золотое пенсне, а из кармана на груди выглядывал ослепительно белый уголок носового платка. В общем напоминал немецкого чиновника. Лемох и был немец, настоящее имя его было Карл.

«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича » (1886) коллекция Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности
«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича » (1886) коллекция Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности

Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал еще Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на "ты" даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху "вы"… До некоторой степени представлялось так, что царям, окруженным придворной челядью, не с кем было даже словом обмолвиться по-человечески. Все выслуживались, подобострастничали, лгали, льстили, а Лемох и при своей деликатности был все же более независимым и свежим человеком и не пресмыкался так, как пресмыкались прошедшие эту науку царедворцы. Придворные удивленно спрашивали, как Лемох осмеливался обращаться с вопросами к императору, а тот тоже удивлялся тому, что этого не разрешалось делать. И царь разговаривал с Лемохом, не обращая внимания на нарушение последним придворного этикета. Все же пребывание Лемоха при дворе наложило и на него отпечаток придворного служащего, и это как-то не вязалось с его положением в среде независимых передвижников. Его, пожалуй, выручала безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его "святая простота" во всех вопросах общественности – простота, на которую трудно было даже рассердиться». За свою работу при дворе Лемох получил пожизненную пенсию. Также он был был хранителем картинной галереи в Музее Александра III, открытом в 1895 году (сейчас Русский музей). Кстати сестра Николая II Ольга уже после революции зарабатывала продажей своих картин.

Работы Лемоха охотно приобретали в том числе лица, приближенные к императорской семье, так что этот художник голодным точно не был. Рассказывали про него такую историю. Однажды дочь попросила его купить револьвер. Оружие довольно долго было в свободной продаже и рекламировалось в газетах наравне с пилюлями от кашля или мылом, но к началу 20 века ограничения все же ввели, и теперь требовалось получить разрешение от градоначальника. Когда Лемох написал прошение, к нему явился пристав. Тот должен был провести некое расследование и задать вопросы о том, с кем художник общается, и кто у него бывает. Лемох подвел его к роялю, на крышке которого стояли портреты учеников и их работы. Пристав увидел фотографию царя с подписью: "Дорогому К. В. Лемоху Николай II", смутился и больше вопросов не задавал.

«Двое крестьянских девочек» (1892)  частное собрание
«Двое крестьянских девочек» (1892) частное собрание

Летом живописец жил с семьей на своей даче в Ховрино (Московская губерния). Там же он оборудовал мастерскую, куда в качестве натурщиков приглашал местных крестьян. Из воспоминаний Я. Д. Минченкова: «Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды. Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор. Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев. Пригородные крестьяне, испорченные городом, притеснениями и подачками барства, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля. Особенно отличался этим Иван, сторож дачи Лемоха, живший в ближайшей деревне. Несмотря на то, что он аккуратно получал свое жалованье, Иван зимой писал Лемоху слезные жалобы на свои несчастья и просил денег. Поводы для просьб были разнообразные: то телка пала, то крыша в избе завалилась, то жена родить собирается, то, наконец, родила и будто бы даже двойню, а через месяц-два опять собирается рожать. Лемох, тайком от семьи, которая не особенно разделяла его взгляды, посылал деньги Ивану, не удивляясь даже особенным способностям жены его к деторождению. Иван пропивал деньги и снова клеветал на телку, жену и ждал новой присылки денег».

«Новое знакомство» (1885) Государственный Русский музей
«Новое знакомство» (1885) Государственный Русский музей
«Новый член семьи», (ранее 1890) — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
«Новый член семьи», (ранее 1890) — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Художник чаще всего изображал детей. Минимум дважды он писал картины на тему встречи старших детей с новорожденными. Обычно крестьяне рожали в бане, иногда в хозяйственных постройках, а в самой избе редко. С одной стороны в бане сразу была возможность вымыть мать и младенца. С другой стороны появление нового человека считалось событием полумистическим, а баня находилась вне стен жилого дома. Недаром в баню на святках ходили гадать. Но на картине мать и ребенок уже перешли в дом и заняли место в "семейном" углу. В крестьянских избах в одном помещении часто ютилось сразу несколько поколений, да и взрослых сыновей могло быть тоже несколько. Иногда семейным парам могли выделить отдельный угол, который отгораживали занавесом - хоть какой-то намек на приватность. Занавесы обычно были из холстов, которые ткали сами хозяйки. На картине «Новое знакомство» можно увидеть характерную деталь - люлька подвешена на шест (очеп), который крепился к так называемой маточной балке, проходящей посередине помещения. Эта балка служила опорой для потолка и имела для крестьян сакральное значение.

«Варька», (1893) Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«Варька», (1893) Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
«На скамейке. Варька», (1893-1894) — Вологодская областная картинная галерея
«На скамейке. Варька», (1893-1894) — Вологодская областная картинная галерея

«Варька» - дочь художника. Она была замужем за сыном известного химика Д. И. Менделеева, близкого друга Лемоха. Она рано овдовела, а единственный внук художника умер в трехлетнем возрасте. Возможно из-за нерастраченной любви Лемох так часто писал детей. В память о внуке он пожертвовал значительную сумму на открытие в Ховрино церковно-приходской школы.

И еще несколько интересных картин

«Лето (С поздравлениями)» (1890)  Национальный музей искусств Азербайджана
«Лето (С поздравлениями)» (1890) Национальный музей искусств Азербайджана

«Лето (С поздравлениями)», пожалуй, одна из самых жизнерадостных картин автора. Обычно, описывая ее, утверждают, что это дачная сценка. Местные ребятишки пришли, чтобы поприветствовать приехавших дачников, а заодно получить что-то в подарок или предложить свои услуги. К концу 19 века дачники стали важной статьей дохода для многих крестьян. Но лично мне кажется, что может быть и другой вариант. Дети могли прийти поздравить не с приездом, а с Троицей. Ее часто называли зеленой Пасхой и дом украшали зеленью, цветами. Но это лишь мое частное мнение.

«Молодые картёжники» (ранее 1910) Государственный Русский музей
«Молодые картёжники» (ранее 1910) Государственный Русский музей

Карты были популярны не только среди «благородий». Крестьяне тоже играли и нередко проигрывали свои скромные пожитки, а иногда и более дорогое имущество. Кто-то мог остаться без сапог, а кто-то без лошади или коровы.

«Без кормильца» (1898) Государственный Русский музей
«Без кормильца» (1898) Государственный Русский музей
«Дети» (ранее 1910)
«Дети» (ранее 1910)
«Пьяный муж» (1894) Таганрогская картинная галерея
«Пьяный муж» (1894) Таганрогская картинная галерея

Пьяное буйство главы семейства - тема, встречавшаяся в творчестве передвижников не раз

«Где болтались?» (1897) Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Где болтались?» (1897) Национальный художественный музей Республики Беларусь

#история #история россии #дореволюционная россия #живопись #искусство #русское искусство

⁠⁠