БАРЬЕР НЕ ВЗЯТ
11 июня. Спец. корреспондент АПН телеграфирует из Арики
Для советских болельщиков весть о победе чилийцев, конечно, не является радостной, но борьба есть борьба, и те, кто в ней победил, достойны похвалы.
Что же происходило на стадионе Диттсборн 10 июня, в день матча сборных команд СССР и Чили?
Уже в первые минуты матча обе сборные показали острую, красивую игру. Наша команда действовала четко и сначала достаточно спокойно. У чилийцев выделялось правое крыло нападения — Рамирес, Торо и Ланда, — которое доставляло немало хлопот нашим, защитникам и Льву Яшину. Эта тройка нападения показала высокие скоростные качества и уверенное владение мячом. Бороться с ними было трудно.
И все же не это решило судьбу матча. На 10-й минуте судья Лео Хорн, который был очень строг, иногда слишком, назначил в сторону советской сборной штрафной удар. Положение не выглядело опасным, так как мяч находился примерно в 25 метрах от ворот. Но Леонель Санчес сильно пробил, и Яшин, закрытый защитниками, не сумел парировать мяч. Чилийцы повели в счете — 1:0.
Гол подхлестнул игроков сборной СССР, и они повели энергичные атаки. На 27-й минуте у ворот соперников создается неразбериха. Мяч у Месхи. Он направляет его Понедельнику, а тот быстро пасует Численко. Следует точный удар, и вратарю чилийцев Эскути приходится вынуть мяч из сетки ворот — 1:1.
Казалось, в игре наметился перелом. Советские футболисты выдержали и атаки соперников, и моральное давление зрителей. Проигрывая 0:1, они нашли в себе силы, чтобы не растеряться, перехватили инициативу и уравняли счет. Теперь решающее слово принадлежало мастерству коллективной игры, которое в советской команде, конечно, выше.
Однако логика поединка была нарушена. Успех на какие-то секунды успокоил наших игроков, и этого оказалось достаточно, чтобы потерять завоеванное в трудной борьбе.
Мяч у полузащитника чилийцев Элладио Рохаса. Он получает право на штрафной удар метрах в 35 от наших ворот, 35 метров — большая дистанция. Это почти в центральном круге, но Яшин ослабил внимание. Он не готов к борьбе. И второй гол влетает в советские ворота.
Чилийцы ведут в счете и сосредоточивают главное внимание на обороне своих ворот. В их штрафной площади не только защитники и полузащитники, но нередко и нападающие. Пробиться через такую стену трудно. Советские футболисты нервничают. На 38-й минуте Понедельник, а на 40-й минуте Мамыкин упускают возможность сравнять счет.
После перерыва инициатива снова у сборной СССР. Чилийцы обороняются, и только иногда их стремительные контратаки заставляют Яшина вступать в борьбу. На 64-й минуте Понедельник имеет возможность забить гол, но мяч попадает в штангу.
До конца матча остается 15 минут. Время уходит. Сборная Чили прижата к воротам, ее защитники часто выбивают мяч на угловой. Нападающим советской команды не хватает изобретательности, последнего рывка на ворота. В их действиях чувствуется скованность. И, несмотря на полное территориальное преимущество, вратарю Эскути не часто приходится вступать в игру.
Ворота сборной команды Чили остались во втором тайме неприкосновенными. Лео Хорн остановил игру при окончательном счете 2:1 в пользу хозяев турнира. Советские футболисты выбыли из дальнейшей борьбы за кубок «Золотой богини».
Олег ИГНАТЬЕВ
Газета «Правда», 1962
* * *
ЧИЛИ - СССР - 2:1 (2:1)
10 июня 1962 г.
Матч 1/4 финала чемпионата мира–62.
Арика. Стадион им. Карлоса Диттборна. 17268 зрителей.
Судья: Лео Хорн (Голландия).
Чили: Мисаэль Эскутти, Луис Эйсагирре, Рауль Санчес, Серхио Наварро (к), Карлос Контрерас, Эладио Рохас, Хайме Рамирес, Хорхе Торо, Онорино Ланда, Армандо Тобар, Леонель Санчес.
Тренер: Фернандо Рьера.
СССР: Лев Яшин, Гиви Чохели, Анатолий Маслёнкин, Леонид Островский, Валерий Воронин, Игорь Нетто (к), Игорь Численко, Валентин Иванов, Виктор Понедельник, Алексей Мамыкин, Михаил Месхи.
Тренер: Гавриил Качалин.
Голы: Л. Санчес (10), Численко (27), Рохас (29).
В ДАЛЁКОЙ АРИКЕ
Есть города, в которых в первое же мгновение чувствуешь себя как дома. Арика - цветущий сад на берегу Тихого океана, любовно возделанный человеком. Одной стороной город обращен к океану, на юге возвышается гора Моро, а с севера и востока город окружают безжизненные пространства пустыни Атакама. Здесь 42 года назад сборная СССР по футболу уступила хозяевам чемпионата мира - сборной Чили...
Много-много лет спустя я вместе с Дмитрием Карелиным - биологом из Московского университета и моим товарищем по экспедиции - вышел прогуляться по этому чилийскому городку. Католический собор на главной площади в обрамлении пальм, араукарий, фуксий, олеандров, магнолий и других растений, названия которых мне не известны; их цветы - всех оттенков белого, синего и красного - повторяют чилийский флаг. Собор построен по проекту знаменитого Жана Эйфеля: и действительно, в его невесомых, устремленных в небо башнях "читается" будущий символ Парижа.
В жизни, вероятно, нет ничего случайного. Мы бродили в поисках ресторана, где можно хорошо и недорого поесть (чилийская кухня и вина - отменны, но это особая тема), как вдруг из глубин моей памяти всплыло детское воспоминание: отец взял меня, мальчишку, вместе с братом в кинотеатр "Наука и Знание" - был такой патриархальный центр досуга на прежнем Старом Арбате - на документальный фильм "Спор за "Золотую богиню". Тогда-то я впервые узнал, что в 1962 году на чилийском чемпионате мира сборная СССР неожиданно проиграла хозяевам; удивительным образом я запомнил и имя города, в котором проходила эта игра, - Арика!
Может быть, я ошибаюсь в деталях?
Решил немедленно развеять свои сомнения и попросил моего друга Дмитрия осведомиться у немолодого официанта, помнит ли он тот чемпионат мира 1962 года.
- Да, сеньор!
- А помните ли вы матч СССР - Чили?
- Конечно, сеньор! Более того, я был на этой игре: тогда мне было 13 лет.
- А с каким счетом закончился матч?
- 2:1 - в нашу пользу, мы забили два гола самому великому вратарю - Яшину!
Я убедился, что детская память меня не обманула. Теперь я решил разузнать, что помнят об этом те, кто по возрасту не мог быть непосредственным свидетелем той игры. Возможность представилась очень быстро, в тот же вечер, когда мы зашли в магазин купить карту города. Продавец, ему было около 30 лет, спросил нас, откуда мы приехали. Мы ответили, что из России. Дмитрий спросил у него, что он знает о чемпионате мира 1962 года.
- Мы играли в Арике с СССР, а у вас в воротах стоял сам "Aranjo Negro" ("черный паук" - так чилийцы зовут Льва Яшина), и мы забили ему два гола и победили! Лев Яшин - действительно великий вратарь, и мы его прекрасно помним, - с гордостью сказал он.
Наутро мы решили посетить городской стадион, на котором проходил этот исторический матч. Таксисту примерно сорока лет Дмитрий задал тот же вопрос: что ему известно об игре СССР - Чили 1962 года? Его ответ не заставил себя долго ждать: "Мы победили 2:1, а в ваших воротах стоял сам Яшин!"
На городском стадионе отличный газон, вмещает он примерно 17 тысяч человек (мы определяли "на глаз"). Вероятно, за 40 лет мало что изменилось: зрители до сих пор сидят на старомодных бетонных скамьях, кольцом опоясывающих уютный стадион.
Не сомневаюсь, что рассказы об этой игре являются частью городского фольклора, и мальчишки уже с раннего возраста знают, что сборная Чили сумела одолеть великого "черного паука". Не удивлюсь, если вдруг окажется, что этот матч вошел и в школьные учебники.
Вернувшись в Москву, я решил провести собственное расследование причин неожиданного для всех поражения сборной СССР и благодарен редакции "Футбола" за предоставленную возможность вынести на суд читателей свои собственные соображения по этому поводу.
В нашей печати я часто встречал ту точку зрения, что виной неудачного выступления сборной СССР был климат Арики: в городе, расположенном на краю пустыни, стояла невыносимая жара. К тому же дополнительную трудность представляли условия среднегорья. У меня есть существенные возражения: мы были в Арике в конце февраля - в Южном полушарии это время соответствует нашему лету, погода представляет собой нечто среднее между Сухуми и Батуми в это же время года (для тех, кто ни разу не бывал в Абхазии и Аджарии, поясню, что это своего рода среднеарифметическое сухих и влажных субтропиков).
Дышится легко, вершины Анд из города даже не просматриваются. Чемпионат же 1962 года проходил в июне. В Чили это время зимы, так что не думаю, что свою роковую роль сыграл климат.
Официальная точка зрения, обнародованная по горячим следам, вину за поражение возлагает на Льва Яшина: он-де "провалился" в этой игре, пустив две "бабочки".
Анализируя всю доступную мне информацию, я пришел к выводу, что причина в другом. В качестве доказательства хочу привести малоизвестные подробности матча, обнаруженные мной в независимых источниках. Вот что удалось выяснить, изучая отчеты об этом матче в двух авторитетных изданиях. Первый - краткий и сухой - в книге Б. Глэнвилла "История мировых чемпионатов" (издана в Лондоне в 1980 г.). Второй - подробный и эмоциональный, составленный очевидцем - в сборнике репортажей, вышедшем также в Лондоне тотчас же после окончания чемпионата. В дальнейшем изложении я буду пользоваться материалами этих отличных книг, сопровождая их собственными комментариями.
Характеризуя тренера чилийцев Фернандо Риеру, Б. Глэнвилл отмечает, что это был "искушенный и изощренный во всех футбольных вопросах человек. Кроме того, всегда жизнерадостный и хорошо выглядевший". Не сомневаюсь, что он сумел передать свои знания и оптимистическое мировоззрение игрокам. Еще до начала чемпионата они победили в товарищеской игре сильную сборную Венгрии. Личности с таким характером обычно не боятся рисковать, так как уверены в своих силах. Не представляет для них трудности и "заразить" своим всегдашним победным настроем окружающих. В полуфинале с Бразилией, несмотря на очевидную разницу в классе, чилийцы боролись до последних минут и проиграли с достойным счетом - 2:4. Он подтвердил свою высокую квалификацию в 1963 году, когда вывел в финал Кубка европейских чемпионов "Бенфику".
А теперь об интересных подробностях самого поединка и того, что предшествовало матчу.
Британский репортер Г. Джеффри присутствовал на этой игре и написал подробный, с очень интересными и важными деталями репортаж.
Едва голландский судья Л. Хорн дал свисток, сообщается в нем, как над стадионом разнесся призыв: "Chi-Chi-Chi Le-Le-Le, Vive Chile! ". (Отмечу, что этот бравурный клич не забыт, и подростки скандируют его до сих пор: я сам был свидетелем этого на матче чемпионата Чили между "Сан-Фелипе" и "Универсидад де Чили"). Тот же репортер с удивлением отмечает, что никогда не слышал ничего подобного на матчах у себя дома, ему показалось, будто вся нация объединилась в этом победном кличе. Он считает своим долгом добавить, что британская публика "не может, возможно, вообразить, как такая демонстрация чувств может окрылить команду".
На первый взгляд, это должно было повергнуть наших футболистов в смятение. Однако для человека мужественного, хорошо владеющего собой стрессовая ситуация, наоборот, является мобилизующим фактором. Капитан нашей сборной в этой встрече Игорь Нетто говорил, что "такая обстановка ничуть не смутила нас, а в какой-то мере даже возбудила. Часто ведь выходили на поле, а зрителей на стадионе кот наплакал".
Исключительная поддержка трибун не была, таким образом, основной причиной победы сборной Чили. Разумеется, хозяева сразу пошли вперед, и, хотя серединой поля владели наши, опасные атаки проводили в основном чилийцы, игравшие быстро и атлетично, в европейском стиле. Защитники же сборной Чили действовали быстро и плотно держали наших нападающих, прерывая большинство атак сборной СССР. Как уже говорилось выше, Риера был весьма искушенным в своем деле человеком, выступавшим в молодости в чемпионате Франции, что позволило ему, конечно, привить своим подопечным лучшие черты футбола Старого Света.
Счет был открыт на 11-й минуте при таких обстоятельствах. Когда Л. Санчес готовился к штрафному удару с острого угла, игроки сборной СССР были, по-видимому, настолько уверены в способности Льва Яшина отразить любой удар, что даже не поставили "стенку"?!
На 26-й минуте Игорь Численко сравнял счет. Однако через две минуты Э. Рохас решился на дальний удар, примерно с 30 метров. Увидев мяч в сетке, он совсем потерял голову и был так счастлив, что подбежал к Яшину и крепко обнял несчастного голкипера. Не найдя теплого ответа, Рохас вернулся и заключил арбитра Хорна в крепкие объятия, чрезвычайно смутив его своим поступком!
Времени, чтобы изменить ход поединка, было достаточно. В дальнейшем чилийцы в основном оборонялись, причем главную роль сыграл Х. Торо, выполнявший, по замыслу тренера, во втором тайме роль третьего полузащитника (начали игру чилийцы с двумя). Возможно, наша сборная не сумела тактически перестроиться в этой ситуации, и по этой причине наши замечательные форварды - Игорь Численко, Валентин Иванов, Виктор Понедельник и Михаил Месхи не сумели преодолеть защиту сборной Чили. Делаю этот вывод, основываясь на словах нашего тренера Гавриила Дмитриевича Качалина, сказанных на пресс-конференции по окончании матча: "Чилийцы выбрали правильную тактику, наши игроки делали ошибки и проиграли". Обратите внимание, современные тренеры и футбольные администраторы: никаких ссылок на то, что арбитр подсуживал хозяевам, что весь мир всегда против нас, что климат не тот, плохой газон и т.д. и т.п.
Почему же чилийцы победили, и есть ли вина Льва Яшина в поражении? Постараюсь "нарисовать" своеобразную "психологическую картину" этой незабываемой встречи. Наверное, я никогда не узнаю, что говорил Риера своим игрокам в раздевалке перед игрой, если только эта заметка, да еще и переведенная на испанский язык, не попадет на глаза дону Фернандо, надеюсь, ныне здравствующему, или кому-нибудь из почтенных сеньоров, участников той встречи. Но, тем не менее, предполагаю, что он говорил что-то в этом роде: "Русские сильнее вас. Да, у них самый лучший в мире вратарь, но вы не должны его бояться ни в коем случае. Обычным путем "черного паука" не одолеть, поэтому дерзайте, смело принимайте неожиданные решения, и тогда мы сможем победить!".
Оба гола чилийцев подтверждают мою гипотезу: и Л. Санчес, и Э. Рохас поймали кураж, играли раскованно (поддержка трибун была всего лишь "катализатором") и потому, не задумываясь, решились на нестандартные действия, принесшие в итоге победу. Кстати, именно этих качеств - футбольного интеллекта, вдохновения, артистизма не хватает игрокам современной сборной России.
Лев Яшин, похоже, не ожидал этих ударов. Хорошо известно, что он редко совершал эффектные броски, и не потому, что был физически плохо подготовлен, а по причине выдающегося ума: он "читал" игру и почти всегда правильно определял, куда и когда будет нанесен удар, и, как казалось со стороны, всегда спокойно ловил мяч.
У меня нет намерения подробно обсуждать вечную тему, что сильнее - "щит" или "меч" в футболе, но, думаю, вряд ли кто будет возражать, что не только в футболе сложнее всего противостоять противнику, принимающему парадоксальные и внезапные решения. Никому же в голову не приходит обвинять Дасаева в том, что он пропустил мяч от Марка ван Бастена, а Дэвида Симэна - за гол от Роналдиньо Гаушо? Думаю, причина всему - в особенностях хрущевского периода нашей истории: вместо глубокого осмысления происшедшего найти "козла отпущения" и публично его "выпороть", потакая самым низменным желаниям толпы.
Болельщикам хорошо известно, что тот же Фернандо Риера в знаменитом матче в честь столетия футбола, в котором встретились сборная ФИФА, которую он тренировал, и сборная Англии, в ворота своей команды поставил именно Льва Яшина, не выступавшего в чемпионате СССР ни разу после окончания первенства мира. Значит, он прекрасно понимал, что никакой вины Яшина в пропущенных мячах нет.
И, наконец, может быть, самое главное: то, что через столько времени память об этом поединке пробуждает столь волнительные воспоминания, убеждает в мысли, что футбол, без всякого сомнения, больше, чем игра, и кроме этого, "зеркало общества". А Лев Иванович Яшин - самый знаменитый в мире отечественный спортсмен, пусть он и заработал за всю свою тяжелую жизнь в тысячи раз меньше, чем нынешние недоросли из российского чемпионата.
Андраник СУЛЕЙМАНЯН
Еженедельник «Футбол» №43, 2004
* * *