Найти в Дзене
Это надо знать

Это не Голливуд. Один против 18 танков.

Фото  topwar.ru
Фото topwar.ru

Сегодня Герой нашего повествования Павел Леонидович Гуздь. Человек, принявший экипаж танка за день до события указанного в заголовке, но об этом немного позже.

Будущий советский генерал родился в селе Стуфченцы Проскуровского района Каменец-Подольской области 28 сентября 1919 года (сегодня это территория Хмельницкой области Украины). В юности увлекался киноискусством, толчком к этому послужил приезд в родное село кинопередвижки, который сильно впечатлил юношу.

В 1933 году Павел Гуздь поступил в культпросветучилище, после окончания которого оказался по распределению в городе Сатанов Хмельницкой области, где работал в местном доме культуры.

Творческие способности позволили Павлу в возрасте 18 лет стать инспектором народного образования в Сатановском райисполкоме, что внушает уважение. Под руководством Павла активно ставились спектакли, а сам Герой грезил Киевской киношколой.

Казалось бы путь молодого человека предопределен, но неожиданно для всех в 1939 году Гудзь подал документы и поступил во 2-е Саратовское танковое училище, которое перед самым началом войны начало готовить танкистов на танк КВ. Училище Павел окончил в отличием.

КВ-1 лейтенанта Павла Гудзя проходит по Пушкинской площади в Москве после военного парада (фото topwar.ru)
КВ-1 лейтенанта Павла Гудзя проходит по Пушкинской площади в Москве после военного парада (фото topwar.ru)

На место службы Павел прибыл за неделю до начала войны и познал на передовой всю горечь отступления нашей армии. Дрался Павел настойчиво, умело с вечным дивизом "Когда немец берётся за снаряд, мы уже должны выстрелить по нему".

История, о которой мы сегодня расскажем произошла в период Битвы под Москвой в деревне Нефедьево. 4 декабря 1941 года Павел Гудзь становится командиром танка взамен лейтенанта Старых, которого понизили в должности. Успев накоротке познакомиться с экипажем уже на 5 декабря Гудзь получил задачу усилить своим присутствием 258-й стрелковый полк, готовивший контрудар. На тот момент это был единственный имевшийся тяжелый танк.

Гудзь заранее осмотрел местность и приметил заросли белой ивы вдоль дороги, в которых можно было укрыться.

Утром 5 декабря оказавшись на позиции, ещё в дымке тумана Гудзь посчитал, что деревне Нефедьево расположено 18 танков (всё средние T-III и T-IV). Восемнадцать против одного. Советский танк методически выводил из строя один танк за другим. Вскоре на поле боя насчитывалось уже 10 сожжённых и подбитых вражеских машин. Остальные 8 спаслись бегством. Покончив с танками, экипаж направился на передний край вражеской обороны, где раздавил 4 батареи противотанковых орудий. Несмотря то, что танком получено 29 вмятин, а также то, что был расстрелян весь боекомплект, а это 125 снарядов и 50 пулемётных дисков по 63 патрона каждый, танк до последнего находился на поле боя.

За проявленный героизм Павел Гудзь награждён Орденом Ленина.

https://pamyat-naroda.ru
https://pamyat-naroda.ru

В дальнейшем карьера Павла Леонидовича шла только вверх, к октябрю 1943 года Гуздь находился в звании подполковника и должности командира 5-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва.

Последний свой бой Гудзь провел в Запорожье в районе Днепрогэса КВ офицера был побит. Три члена экипажа погибли, в живых остался мехвод и Павел, который получил серьезные ранения руки, у него была повреждена левая ключица, а раздробленная кисть висела только на лоскутах кожи. Когда Павел пришел в себя, в перископ он увидел два «Тигра», которые обходили обездвиженный расстрелянный танк, не подававший больше никаких признаков жизни. Решение пришло мгновенно, отрезав ножом остатки мешающей ему кисти, Гудзь из уже подбитого КВ открыл по противнику, подставившему борт, огонь и подбил два танка. Уже в ходе боя в советский танк попал еще один снаряд. Очнулся командир боевой машины лишь под вечер в воронке рядом с КВ, куда его вытащил механик-водитель.

Танкист лишился руки, но не потерял желания биться с врагом. В апреле 1944 года Гудзь вернулся на фронт — уже с протезом, снова вступив в командование 5-м отдельным гвардейским танковым полком прорыва. Теперь он пробыл на фронте только до мая 1944 года. В полку его встретил маршал бронетанковых войск Федоренко, который проводил инспекторские поездки по частям, оснащенным новым танком ИС-1. Именно по его инициативе Гудзь, на счету которого официально было 18 уничтоженных немецких танков, был отозван с фронта и зачислен слушателем командного факультета Военной академии бронетанковых войск, которую окончил с отличием в 1947 году.

Вот такие у нас танкисты-кинематографисты. Учимся!