Основным направлением деятельности предприятия, в котором я работал, был ремонт и обслуживание строительной техники. А поскольку "отремонтировать" - это скорее наладить старое, чем заменить на новое, то в один прекрасный день один из клиентов обратился с необычной потребностью. Ему нужно покрасить гусеничный 33-тонный японский экскаватор.
Ничего не умеем, но все можем!
Слава богу сразу не ляпнул - "а нафига его красить?, он же копать должен!" Не имея малейшего опыта в этом деле, маляра в штате и даже краскопульта, а также времени на размышления мы согласились. Ну а что? Из необходимого уже был компрессор и лепестковый круг для болгарки. Считай - пол дела сделано!Решили, что "война план покажет" и будем решать проблемы по мере их поступления. Используем юношеский максимализм как способ принятия решений.
Оставалось лишь ответить на пару сотен вопросов, таких как:
- В каком состоянии "кузов" пациента (критерии оценки значения не имели)
- Какая краска потребуется (автомобильная или для фасадная) и сколько ее нужно
- Как и чем отмыть его от масла (мойкой или шпателем, и возможно ли это вообще)
- Жир отмывать или обжигать
- Надо ли подбирать цвет и шпаклевать
- Сколько это займёт времени
- И главное сколько это стоит
Бен, это Данила! ай нид хелп
Мы быстро смекнули, что без помощи профессионалов мы не справимся, было решено, что нам нужен автомаляр-кузовщик. Звонить по кузовным автосервисам города не имело смысла, ибо принять в работу гусянку рядом с легковушками - плохая затея. Нужен знакомый. И он был. Красил кому-то когда-то крыло на машине, правда в цвет не попал, но зато потеки и мух под краской скрупулёзно заполировал. Человек опытный, дело знает.
Позвонили договорились о встрече. Как оказалось - тип из того же теста, что и мы. Тоже много курит, иногда не выходит на работу, любит смотреть футбол и чипсы. Да и вообще по жизни сильно не парится. В общем этот специалист нам нужен. То, что доктор прописал. Успокоил своей уверенностью, сказал, что нерешаемых проблем не бывает. Мы поняли, что работу сделаем. Где не надо - делать не будем, а где надо - забьем. В общем покрасим самоходку, будет как новая.
Экскаватор прибыл на базу, открыт заказ наряд.
Понеслась... Осмотр и оценка фронта работ
Ну что, ожидаемо - машине 30 лет. В масле (точнее в гуане) всё, даже сиденье машиниста. Слой грязе-масляной смеси местами превышает толщину поверхности, к которой она прилипла, в десятки раз. Рукоять и стрела покрыты стальными заплатками с ржавыми сварочными шрамами. Вмятины и разрывы повсюду. Резинки пластмассовые, пластмасски резиновые. Остатки заводской краски напоминают осеннюю листву, блекло шелушась под воздействием сквозняка из побитых окон нашей базы. Прямо таки картина Шишкина на новый лад и без мишек
План действий таков:
- Помыть машину (отскаблить и намочить)
- Разобрать и раскидать
- Эту кучу отмыть
- Наступить и помять, затем вовсе потерять, остатки на металл сдать
- Что уцелело покрасить (в идеале-зашкурить, обезжирить, отшпаклевать, отшкурить, загрунтовать, покрасить, просушить. Нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть!)
Ремарка: Прошу не путать: помыть и отмыть, а также зашкурить и отшкурить. Оказывается это совершенно разные технологические процессы
6. Собрать все обратно. Все подключить и соединить, залить жидкости и запустить.
7. Сдать работу, вернуть технику заказчику
Гладко было на бумаге...
Поскольку план работ есть и он единственный, началось его воплощение в жизнь
Есть у нас в штате некий "Куга". Отчаянный парень, который не боится испачкаться и всегда на передовой. Вся самая грязная работа всегда достается ему, поскольку его имя первое в списке по местному алфавиту. Первый пункт "помыть машину" поручен ему. На складе Куге выданы резиновые сапоги, плащ-дождевик и водолазные очки. В руки "Керхер", в зубы сигу и вперед! На неделю работа обеспечена.
После первичной помывки приступили к разборке. С ржавыми болтами особо не церемонились, газовый резак с легкостью заменяет набор рожковых ключей, трещотку, гайковерт с набором ударных головок. Сразу решили, что неподлежащие ремонту детали налево, а "нормальные" направо. Главным по фильтрации кузовни был наш маляр. Как впоследствии оказалось - справа не было ничего. Потом пришлось упростить критерии отбора и часть железа перемещена из первой кучи, организовав таки вторую "нормальную".
Все, что не снимается (типа стрелы, рамы и контргруза) будем красить на месте.
Краска
Как только оголились все скрытые полости и организовалась куча шелухи для покраски, стало понятно, что нам потребуется не менее 50 литров краски. Это черная и оранжевая. Ато и все 100. Ехать на подбор цвета не имело смысла по трем причинам:
- Цена у колористов считается в миллилитрах и конвертируется в рубли. Дорого очень будет
- Нет образца детали, где еще сохранилась краска в первозданном виде и при этом ее можно было бы загрузить в автомобиль.
- Бессмысленно
Решили подбирать на глаз по внутренней стенке контргруза. Там цвет был максимально насыщенным, а само место максимально труднодоступным и затемненным. Освещали светодиодным прожектором, без поправки на его цветовую температуру. Такие точности для слабаков!
Методом научного тыка определено, что исходный оттенок получается при смешивании шести единиц краски "камаз" и одной единицей красной акриловой. Оставалось придумать как смешивать их всегда в точной пропорции. Но никто этим так и не заморочился. Смешивали тем же, уже подтвердившим свою состоятельность способом - на глаз. Подобрали же на глаз, значит и смешивать будем так же, незачем велосипед изобретать! Было бы упущением не упомянуть, что попытки систематизировать смешивание цветов предпринимались, ибо после каждой заправки краскопульта оттенок менялся. Но маляру не пришло в голову ничего, кроме как смешать разом в бочке шесть 5-килограммовых банок камза с одной красной. Израсходовать без малого пол центнера продукта он, естественно, не успевал, она засыхала, он ее растворял, она засыхала вновь. Упорство иссякало, а концентрация падала. Маляр сдался, когда увидел дно бочки, краска была полностью заменена растворителем. Настырный, молодец! Каждое разбавление краски в растворителе непременно приводило к изменению оттенка. Результат тот же, что и при смешивании на глаз малых порций. А раз нет разницы, зачем платить больше? На том и порешали.
Спустя 2 месяца экскаватор был полностью окрашен и собран. Потеки, мухи и окурки тщательно заполированы. Различия в насыщенности цветов соседних деталей уже давно не вызывало отторжения и казались нормальными
Вишенка на торте
Оставался последний штрих - отрисовать и нарезать на плоттере белые надписи "Hitachi". Специально для этого поехали к знакомым ребятам в шоурум, где продаются подержаные землеройные машины. Целью было заполучить точные размеры и местоположение надписей, предупреждающих наклеек и прочей фирменной атрибутики для нашего бедолаги. Вооружились рулеткой и фотоаппаратом на телефоне. Все зафиксировали, записали и сохранили. Тут проблем не возникло
Проблемы возникли потом, когда плоттер сделал свое дело. Хотя какие это проблемы, пустяки. Прикол был в том, что логотипы на новой машине были в белом цвете, а получили мы черные. А все потому, что наш "специалист по векторной графике" рисовал их в корел дроу на белом фоне. И чтобы видеть, что рисует, сделал надписи черными. А пока ваял - забыл про это. Так и отправил на нарезку. Посовещавшись, решили, что и так сойдёт! Это стало нашим девизом.
Сойдёт, нормально!
В итоге
У нас в городе несколько лет назад благоустраивали набережную реки и я увидел знакомую машину. Ярко-оранжевый градиентный экскаватор упорно рыл грунт. А черная надпись Hitachi на стреле сразу дала понять, что это наше творение! Бодр и свеж. В строю, неустанно трудится на благо горожан! На душе стало так тепло и приятно. Он стал родным
О том, с чего все начиналось можно прочитать тут
А здесь история о том, как мы делали отопление
#экскаваторы #кузовной ремонт #и так сойдет