Найти тему
Kinoryba

The Beatles – Let It Be (1970).

Нет на земле ни одного человека, который назвал бы свой любимый альбом The Beatles. Если человек в принципе любит музыку этой группы, то не назовет никогда. А если не любит – то и подавно не назовет. Я с теми, кто любит – и как выбрать любимый? Они все – глас небес. Но – все, да не все. И Let It Be я последние годы слушаю все чаще и предпочитаю его всем прочим – гениальным, божественным и т.д. Божественный, конечно, тоже, но иногда хочется чего-нибудь земного. А Let It Be – совершенно земной, это альбом не небожителей, и не приемников-передатчиков, принимающих и транслирующих божественные гармонии и мелодии, а пластинка отличной рок-группы – лучшей в мире, пожалуй что. Если «Белый» - это почти набор сольных номеров, запись музыкантов группы, которые устали друг от друга и нечасто находятся вместе в студии, но когда встречаются – выдумывают – как сделать так, чтобы заменить кого-то из отсутствующих и при этом дают себе полную свободу личностного самовыражения, то Let It Be – это пластинка настоящей рок-группы – не усталость читается в этой музыке, а раздражение, злость – и благодаря этой злости все играют максимально хорошо, словно назло друг другу. Все лучше и лучше, но это не соревнование, это игра группы – вместе – вот как круто, вот как мы можем играть, а ты, придурок, не понимаешь кайфа совместной работы и вообще всю красоту взял и развалил. В результате – ощущение, что Let It Be – это вершина профессионализма The Beatles как ансамбля, тем более, что ряд песен звучит как живая запись – но уверенно и превосходно свободно сыгранная. Здесь нет блеска и радости ранних The Beatles, зато – мощная игра мощной рок-группы. Лучшей в мире, да. И Two Of Us напоминает репетиционную запись – и гитара в левом канале играет почти небрежно, и спето с ленцой, но живо и чисто, как будто, действительно, это генеральная перед выходом на стадион. И в этом – жизнь. И тяжелый медленный рок Dig A Pony- как и первая – с не отрезанными техническими шумами в начале, драматичным вокалом, кричащим двухголосьем, отличным лаконичным гитарным дуэтом в соло. Across The Universe – совершенно неожиданное построение. Красота начала – почти фолковой песни с нежной мелодией и едва не дребезжащей акустической гитарой вдруг преображающаяся в симфоническую поэму, распахиваются невидимые ворота и вселенная обрушивается прямо на головы слушателей, врывается в привычный мелкий мир газет, студий звукозаписи, фэст-фуда, телефонов, модных брэндов одежды и кирпичных построек. Масштабы несопоставимы. Наш муравьиный мир оказывается микроскопическим сегментом сверкающего, безгоризонтного пространства, звучащего совершенно иным способом – непривычным и невоспроизводимым. Это, действительно, уникальная песня и ничего похожего The Beatles не делали ни до, ни после, ни в помпезно-игрушечном «Сержанте», ни в расхваленном гламурном, причесанным и забриолиненным Abbey Road. Это совершенно штучная, отдельная и неповторимая вещь. Кто-то скажет – «это просто флэнжер»… не просто. Это просто музыка внебытовых представлений о ней. Вот замечательная I Me Mine – при всей своей тонкости – уже не космос, хоть двадцать оркестров запиши – но – песня драматичная, с надрывом, что называется, «на грани» . А после группового хаоса Dig It – заглавная песня, гимнообразная и прекрасная – может быть, это лучшая песня Маккартни? – может быть. И даже духовые здесь не душат, и орган не выглядит пафосным. И – ставшее классическим, гитарное соло, в котором сыграна вся рок-музыка XX века. А рок-музыка без юмора не существует, или существует – но плохая. Поэтому – вполне логично – Maggie Mae – неоконченная песня для подгулявших ливерпульцев. Нужно сбросить пафос – иначе следующий шаг – в пропасть. А дребезжание Maggie Mae – нужно именно в этом месте - дабы не утратить здравый смысл. I Got A Feeling – тяжелый рок матерой рок-группы. И здесь слышно, что в песне нет автора хоть в кредитах «Леннон-Маккартни» - но – это песня именно рок-группы, это то идеальное творчество, которое дает результат только от совместного дыхания и совместного ощущения музыки всей группой, а не отдельным «автором-исполнителем» с аккомпанементом. Тяжелые гитары и игривый, синкопирующий орган, крики Маккартни и пение Леннона – отличный рок. И в продолжение – One After 909 – рок-группа продолжает забивать на все и играть в свое удовольствие. Если бы не современный (для тех лет) звук – песня вполне могла бы войти в альбом Please Please Me – возвращение к истокам, классический британский рок шестидесятых. The Long And Winding Road – прекрасная лирика Маккартни, почти уничтоженная симфоническим оркестром, но благодаря замечательной мелодике и тембру голоса, все-таки, слушательная. Нужно домысливать – вычеркивать-выключать ватные волны струнных, лишающие песню интимности и очарования, чтобы вырулить на идею автора. Но это удается. For You Blue – словно и не было ни «Сержанта», ни «Путешествия», мы снова в Rubber Soul и снова в группе единомышленников, играющих причудливый и экспериментальный, но - рок-н-ролл. Слайд на слайде, робкое фортепиано, упертые в себя барабаны – моторика и лирика в одном миксе. Мы вам покажем, как играть рок! - Get Back! – тонкий вокал и мощнейшие аккорды, синкопы и неостановимая машина ритм-секции, ритм-энд-блюз c привкусом-призвуком Canned Heat и английская тонкость, изящество, мощь рок-н-ролла – прекрасная песня, заслуженно ставшая хитом. Нехарактерный, странный альбом с ярчайшими жемчужинами, прозрениями, сверкающими на фоне отличного рок-н-ролла. Любимая и самая, какая-то – «строгая» пластинка лучшей группы мира.