Найти в Дзене
Kinoryba

John Mayall – Crusade (1967)


Мне очень повезло с Джоном Майаллом. Crusade – это первая пластинка великого блюзмена, которую я услышал, когда еще учился в школе. И – сразу и бесповоротно, что называется. Oh Pretty Woman – песня, пришедшая в мир благодаря Альберту Кингу и ставшая классикой блюза в исполнении группы Майалла здесь срубает сразу – под корень, косой под колени, серпом сами знаете по чему. Я уже, конечно, слышал The Rolling Stones и знал, что Мик Тэйлор – это гитарист, занявший место Брайана
Джонса. В «Стоунз» абы кто играть не будет. И то, что он не абы кто на Crusade становится совершенно ясно. Тэйлору всего 18 лет, но он дает здесь джазу и блюзу как опытный, прожженный и пропитый блюзмен, прошедший все кабаки и клубы и узнавший как любовь милых дам, так и бутылки, летящие на сцену из зала. Правда, Майалл – перфекционист и у него не «погрязнишь» на гитаре – но это не мешает завернуть в первой песне такой драйв и такой кач, что даже советского подростка (меня) эта музыка заглотила как акула кильку. У Кинга эта вещь звучит, конечно, по-другому, гораздо легче и тоньше, ну и пусть, это тоже хорошо. На Crusade – сразу бьет по самым чувствительным местам. Звук любой группы Майалла всегда тяжелый – даже на альбомах без ударных, даже на джазовых джемах, где угодно. Плотность и чистота – это всегда и везде. Тяжелая первая фраза – мгновенно узнаваемый рифф – жесткая гитара с сустейном в унисон с басом и барабанами Кифа Хартли – тоже не самого легкого по звуку ударника, аккорды органа Майалла и его «недоговоренный», «недопевающий», «нераскрытый» голос, взрывное соло Тэйлора, повторяющего фразы Кинга, потом уходящего в свою музыку. И поддержка духовых – Криса Мерсера и Рипа Канта – из классического Альберта-Би-Би-Кингов- блюза получился жесткий английский рок. Неотрывно и неотвязно слушаемый и крутящийся в голове. Залихватская песня Майалла Stand Back Babу c соло на гармошке, подхваченным слад-гитарой Тэйлора – и снова начинает и выигрывает гитарист – My Time After Awhile – песня, к которой приложил руку Бадди Гай. Майалл и поет ее в манере Гая при поддержке тянущей звук, поющей гитары Тэйлора, играющего тоже в приближении к манере Гая. Саксофонное соло – лениво-кабацкое, мягко-комфортное, россыпь нот органа Майалла – пять минут кайфа. Snowy Wood – совместное творчество Майалла и Тэйлора – инструментальная пьеса – чистейшее, осмысленное и никуда не спешащее гитарное соло, духовые, уверенное, тяжело-мужское буги-вуги без всяких там вольностей. Строго и со вкусом. Бегущая под вздохи гармошки, подгоняемая саксофоном Man Of Stone Эдди Киркланда и монументальное, чисто английское полотно Майалла Tears In My Eyes c мощными духовыми и таким же тяжелым заливным из органа, баса Джона Макви и гитары. Блюз Майалла – тысячепроцентно белый, даже когда он играет и поет золотые черные стандарты. Но его музыка радикально отличается от «блюз-рока» большинства белых блюзменов – она, вроде бы и не аутентичная, но и не искаженно поп-рок-блюз-белая. Она совершенно особенная. Отдельный стиль блюза – блюз Майалла. Driving Sideways Фредди Кинга – разгул гитары Тэйлора – юный музыкант может потягаться с черными корифеями блюзовой гитары. The Death Of J.B.Lenoir – реквием по оставившему этот мир прекрасному гитаристу и автору блюзов – классический британский блюз, холодный, печальный и очень мелодичный, с точной партией гармошки, поддержкой саксофонов, сдвоенные удары барабанов – как сердцебиение и соло сакса – прощание и плач по ушедшему. Но, как всякий блюз – эта музыка не веет безнадежностью, жизнь продолжается. И продолжая тему, песня Диксона, с которым играл умерший Ленуар – I Can’t Quit You Baby – группа звучит как мощный оркестр, если не биг-бэнд, то что-то близкое – все дело в аранжировке, на что Майалл большой мастер. Джазовая версия песни, которую большинство знают либо как чистый блюз, либо как страшный рок. Игривая Streamline, спетая с иронией – как и нужно «по блюзу» Me And My Woman – Майалл в блюзе совершенно свой человек, ну, белый – ну и что – зато правильный белый. И спето чисто, оттяжно, в меру игриво, и гитарное соло – продолжение голоса, звук безупречен, голос чувственен, духовые мягки, барабаны жестки, бас фанков, орган пространственен. Вообще, если въехать в музыку Майалла, точнее, в его видение блюза и его мир – то все его альбомы будут одинаково хорошими. Но вот этот – просто один из первых (для меня – первый) и один из самых, в хорошем смысле, «традиционных». Дальше Майалл пустится в бесконечные эксперименты, оставаясь при этом в блюзе – но показывая, насколько по-разному его можно играть. А Crusade – можно назвать визитной карточкой этого классного парня. Checkin’ Up On My Baby Сонни Боя Уильямсона и гармошка Майалла ставит жирный восклицательный знак и десять из десяти.