Практически все исследователи, в том числе и крупнейшие зарубежные учёные, однозначно признают «Абхазское» царство как грузинское национально-государственное объединение. Наглядным свидетельством сказанного являются хотя бы комментарии известного русского востоковеда В. Ф. Минорского, помещённые в его капитальном труде об истории Ширвана и Дербенда. Так, давая разъяснение древнейшему грузинскому городу Мцхета, учёный отмечал, что «Мцхет (лежащий на запад от Тифлиса) мог принадлежать скорее юго-западным Багратидам, чем так называемой «Абхазской» династии западных грузин»
В. Ф. Минорский не случайно помещает название династии в кавычки и совершенно недвусмысленно даёт понять, какой этнополитический мир представляла так называемая «Абхазская» династия. Аналогично поступает учёный и в других местах своего исследования. Так, например, касаясь вопроса о политико-государственной конфигурации Грузии IX-X веков, он пишет: «Помимо Квириканской династии Кахетии, существовали основная династия Багратидов в центральной и южной части Грузии и так называемая Абхазская династия в Западной Грузии». И это притом, что автор прекрасно осведомлён о собственно абхазах, «небольшом народе», живущем «в настоящее время… на восточном побережье Черного моря (около Сухуми)»
В другом месте также отмечено, «что в первой половине X в. Картлия была присоединена правителями так называемой «Абхазской» династии». Наряду с т.н. «Абхазской» династией, в названном труде В. Ф. Минорского в кавычках помещены также слова: «Абхазия», «Абхазский» и т.д. Например, комментируя сообщение арабского автора X в. Масуди, учёный пишет, что «Мас’уди проводит различие между истоками Куры, которые он помещает в стране Джурзан в царстве Джурджина, и ее последующим течением через «Абхазские» владения (выше Тифлиса)». В другом месте В. Ф. Минорский, обращая внимание на то, что Багратиды считали себя потомками пророка Давида, разъясняет: «Эти цари Грузии (Джурз) назывались «абхазскими» царями ввиду их связей с правящим домом Абхазии».
Рассказывая о деятельности кахетинского царя Ахсартана, учёный отмечает, что «он… находился в плохих отношениях с царём Западной Грузии (Абхазии, как ее называли мусульмане, имея в виду происхождение её династии). Современным правителем «Абхазии» (читай Грузии – З.П.) был энергичный Баграт (1027-72гг.), сын Георгия I (1014-27)». И, наконец, комментируя сообщение Масуда бен Намдара о том, что ширваншах Фарибурз якобы «покорил абхазцев», уточняет, что под этими абхазцами следует подразумевать грузин.
Современные российские историки, профессионально занимающиеся Восточной Европой и особенно Кавказом, также признают грузинский национально-государственный облик «Абхазского» царства. В этом отношении, прежде всего, заслуживает внимания высказывание видного русского востоковеда, крупнейшего знатока истории стран Закавказья, члена-корреспондента АН СССР, проф. А. П. Новосельцева о том, что возникшее в VIIIв. Абхазское царство, «первоначально» охватившее «территории, преимущественно населенные абхазами, …в IX в. (после переноса центра «в Западную Грузию») стало, по сути дела, западногрузинским государством, игравшим важную роль в истории Грузии» (курсив наш – З.П.).
Почти аналогично высказывается и другой выдающийся русский историк Л. Н. Гумилёв, который пишет: «Эристав Абхазии с помощью хазар добился независимости от империи. Его преемники стали претендовать и на западную Грузию, постепенно её подчинив. Это случилось позже, в IX-Х вв., а возникшее первоначально Абхазское государство, распространив свою власть на этнически картвельские земли, куда затем был перенесен и центр государства (в Кутаиси), постепенно превратилось в грузинское политическое объединение»
Не меньший интерес представляет и видение ещё одного известного исследователя Кавказа В. А. Кузнецова, который, отмечая факт создания в конце VIIIв. «Абхазского» царства объединившего «всю Западную Грузию со столицей в Кутаиси», считает нужным подчеркнуть, что «общим языком для всех народов Абхазского царства становится грузинский язык». Ещё более определённо высказывается другой известный кавказовед С. А. Арутюнов: «Абхазия была населена всегда абхазами, но всегда и грузинами. Т.е. иногда было грузин там больше, иногда меньше, но никогда не было так, чтобы на территории Абхазии жили только абхазы или только грузины. Такого не бывало. Эти народы жили совместно в течение двух тысячелетий, как минимум. …В грузинской истории абхазы выступили так, как, может быть, русы-варяги выступили в России. И Абхазское царство стало собирателем грузинских земель…».